9 августа 2014 года в городке Фергюсон (штат Миссури, США) несколькими выстрелами полицейский убил безоружного 18-летнего афроамериканца Майкла Брауна, спровоцировав тем самым острую реакцию местного населения, несколько дней погромов, массовых акций протеста, вандализма и общемировую дискуссию о расовой дискриминации и о доверии общества правоохранительным органам.
Не обошли в этих обсуждениях стороной и вопрос о влиянии на общественное сознание и мнение средств массовой информации. Все дело в том, что до этого инцидента у Брауна не было судимостей и приводов в полицию, однако СМИ по неясным причинам выбрали фото, на котором юноша выглядит как член уличной банды, не смотря на то, что в альбомах Майкла было множество вполне обычных, нейтральных и даже милых фото.
(слева фото, выбранное СМИ, справа - один из более удачных вариантов, который они могли бы использовать, по мнению общественности)
Получается, что, несмотря на изначально затронутые темы расовой дискриминации и произвола отдельных представителей органов правопорядка, была задета еще одна очень важная тема - тема колоссального влияния "четвертой власти" на общественное мнение. В наше время глобализации и медиакратии многими экспертами власть СМИ зачастую определяется вовсе не как четвертая, а как первая. Согласитесь, случай с фото Майкла Брауна - яркая иллюстрация того, как мнение общества о том или ином событии в некоторых случаях формируется еще до того, как новость появилась в СМИ, собственно говоря, самими же СМИ. Людям уже не нужно думать, (в данном случае), кем был этот темнокожий паренек, чем он жил, чем занимался, ведь случайный, а, возможно, и вовсе не случайный выбор фото уже подумал за них.
Откликом интернет-сообщества на такие действия СМИ стал флешмоб в соцсетях: множество фотографий различных пользователей с хештегом #IfTheyGunnedMeDown, под которым люди выкладывают две своих фотографии: одну, на которой они представлены в позитивном виде, а вторую – не в лучшем свете.
В архивах каждого из нас есть фото, исходя из которого можно сделать неверный вывод о нашей личности. И в данном случае не важно, как давно это фото сделано и какие обстоятельства сопутствовали его появлению. Редакция "Электронного Солигорска" на примере фотографий двенадцати неравнодушных к данной проблеме жителей нашего города хотела бы проиллюстрировать то, как может полярно меняться мнение общества об одном и том же незнакомом человеке, если судить о нем только лишь по фото.
Представляем вашему вниманию фото-флешмоб от солигорчан под названием "КАКОЕ ФОТО ВЫБРАЛИ БЫ СМИ, ЕСЛИ БЫ ПРИСТРЕЛИЛИ МЕНЯ?"
От имени редакции "Электронного Солигорска" хотелось бы уточнить,что все люди, изображенные на фото, в обычной жизни являются прилежными учениками и ответственными работниками, а некоторые - хорошими семьянинами и заботливыми родителями. И если вдруг у вас возникло острое желание оставить язвительный комментарий по поводу левой половины любого из вышеприведенных изображений, то, скорее всего, вы являетесь "счастливым" обладателем стереотипного мышления, входите в те 80% аудитории, которая легко поддается управлению извне, предрасположены к поспешным выводам, подвержены негативному эффекту воздействия рамок, склонны к группомыслию, и, собственно, на вас и рассчитаны подобные уловки... Хотите поспорить? Как так? Ведь это же написано в СМИ!
Отдел новостей "Электронного Солигорска"