Флешмоб (англ. flash mob — "вспышка толпы"). Этим словом часто обозначают любое скопление людей, тогда как на самом деле флешмоб - это заранее спланированная массовая акция, организованная посредством интернета, имеющая свою специфику и правила.
К типовым правилам флешмоба относятся:
- запрет собираться в назначенном месте до акции (со стороны должно казаться, что все участники – обычные прохожие).
- одновременное начало и окончание акции ее участниками (после 5-минутного действа следует мгновенно исчезнуть, будто ничего и не было).
- наличие сценария, способного вызвать недоумение у случайных свидетелей и точное следование ему.
- соблюдение норм права и морали
- наличие у участников удостоверения личности
- трезвость участников
- цели акции должны быть "вне религии, политики и экономики".
Получается, что не всякое непонятное скопление людей вправе называться флешмобом. Первая акция подобного рода состоялась 17 июня 2003 года в Нью-Йорке: около двухсот человек собрались вокруг одного дорогого ковра в мебельном отделе универмага и стали говорить продавцам, что живут вместе на складе в "пригородной коммуне", и пришли купить "Коврик Любви". Уже через пару месяцев волна акций добралась и до Беларуси. В том же 2003 году первые флешмобы прошли и в Солигорске. Самое непосредственное участие в их организации принимал городской интернет-портал "Электронный Солигорск", ведь все "моберы" на тот момент были активными участниками нашего форума, на котором и обсуждалось проведение акций (один из таких примеров). Спустя какое-то время волна этого увлечения в нашем городе постепенно угасла. И лишь месяц назад солигорские "моберы" снова заставили жителей города заговорить о себе. И пусть их акции пока не столь многочисленны, зато планы у ребят грандиозные.
Поскольку одной из специфик флешмоб-организаций является отсутствие структурированности, то за неимением организаторов, мы пообщались с одним из активных участников Виталий:
- Возраст солигорских флешмоберов - до 20 лет, и для нас эти акции - не более чем способ выразить себя и разнообразить досуг. Современной молодежи неохота сидеть дома, а на улице занять себя, кроме как шатанием туда-сюда, больше нечем. Поэтому мы и решили возродить флешмоб-движение в нашем городе. Эти акции дают нам возможность сделать мир вокруг себя чуть более необычным, вызвать восторг и недоумение окружающих, ощутить причастность к общему делу, в некотором роде самоутвердиться и почувствовать себя свободными от общественных стереотипов поведения. Помимо этого, акции – это способ познакомиться с новыми интересными людьми, близкими тебе по духу. На последнем флешмобе "Замирание" участвовало около 60 человек. Летом мы планируем устроить несколько танцевальных флешмобов, и очень хотелось бы, чтобы к тому времени наша команда стала больше. У нас на самом деле нет лидеров и организаторов, а сценарий пишется исходя из одобренной большинством идеи. Поэтому тут проявить себя может любой желающий.
К слову, еще в 2011 году, наряду с внесением поправок в закон о массовых мероприятиях, был уточнен термин "пикетирование". В частности к нему отнесена организация несанкционированных сборов граждан, в том числе с помощью социальных сетей и Интернета. Получается, что уже как 3 года, такое безобидное мероприятие как флешмобы подпадает под определение "пикета". Хотя на самом деле, цели участия молодежи в подобных мероприятиях ой как далеки от политики, и единственное против чего протестует участвующая в флешмобах (по крайней мере, в солигорских) молодежь - это скука и однообразие.
Отдел новостей "Электронного Солигорска"