Молитва в бронзе. Солигорчане услышали "Колокольный перезвон" Богдана Березкина

Богдан БерезкинНасыщенными культурными событиями выдались заключительные дни фестиваля православной культуры "Кладезь", проходившего с 3 по 10 февраля в Солигорске. В минувшую пятницу состоялся концерт "Колокольный перезвон" лауреата международных конкурсов, магистра искусств Богдана Березкина, а в воскресенье чарующими переливами своих песен собравшихся под сводами ГДК порадовалаавтор и исполнитель Татьяна Дашкевич. Корреспонденты "Электронного Солигорска" не оставили без внимания необычный для нашего города концерт колокольной музыки.

 

Пятничный вечер таил в себе немало неожиданностей, заставивших многих из пришедших на концерт значительно скорректировать свои планы на вечер. Дело в том, что форс-мажорные обстоятельства вмешались в проведение программы и увидеть яркое выступление Богдана Березкина смогли те, кто в должной мере обладает терпением. По сугубо техническим причинам приезд исполнителя в Солигорск значительно задержался. Впрочем, собравшихся в зале это не смутило. И в первом отделении перед слушателями выступили дуэт Елены и Евгения Пименовых - столичных авторов и исполнителей незамысловатых, на первый взгляд, песенок, повествующих о вечных ценностях.

Покинуть зал лишь до приезда Богдана Березкина решились не многие. Кто-то ждал душевного откровения от предстоящего концерта, кто-то был наслышан о целебной силе колокольного звона, а кто-то просто пришел взглянуть на такое необычное явление. И, те кто ждали, были сполна вознаграждены. Постепенно на сцене начала выстраиваться переносная звонница - а значит, концерт состоится.

И он состоялся, погрузив на час зал в состояние молчаливо-возвышенной медитации. Пытаться найти слова для того волшебства, которое происходило на сцене и врывалось в души зрителей, - занятие почти бессмысленное. Это надо было слышать и чувствовать. 

Богдан Березкин

Немного информации о Богдане Березкине - человеке безмерно творческом и многогранном, лауреате международных конкурсов, магистре искусств. Он возглавляет школу звонарей Минского епархиального управления, хотя профилирующим инструментом в его творческой деятельности является баян. 

Выступление музыканта представляло собой не только лишь академичным исполнением произведений. Он чередовал музыкальные номера с интересными рассказами об истории колокольного звона, способах изготовления и размещения колоколов, эффекте, производимом на слушателей подобными звуками колоколов, звучание которых иначе еще называют молитвой в бронзе.

Второй блок выступления - виртуозное владение баяном, вместившее в себя спектр разноплановых жанров - от произведений Баха до народных украинских мотивов.



В награду за терпение и ожидание и на радость самым маленьким слушателям по завершении выступления каждый желающий мог выйти на сцену и позвонить в колокола, сколько душе было угодно. Желающих было много, и колокольные голоса еще долго не смолкали в зале...

...А когда разудалое колокольное разноголосье все же стихло, гость любезно ответили на вопросы представителей солигорской прессы:

- Богдан, скажите, почему выбор пал на баян?

- Дело в том, что все мужчины в моей семье - отец, дядя, дедушка, прадедушка - были музыкантами-самоучками. Они совершенно свободно играли - кто-то на гармошке, кто-то на скрипке. Но выбор этого инструмента - все же выбор моих родителей, общее желание, чтоб кто-то в семье был профессиональным музыкантом.

- Как долго пришлось осваивать такую виртуозную игру, не приходилось ли совершать в некотором роде насилие над собой?

- Всегда должна быть любовь к тому делу, которым ты занимаешься. Нужно любить всем сердцем то, что ты делаешь. И даже если есть трудности, то все они в конце концов разрешаются. Будете хотеть, трудиться, стараться и по трудам получите то, что пожелаете.

- Сколько времени вы отдаете музыке?

- Сейчас стыдно мало. Не хватает времени, потому что работаю и в школе звонарей и в музыкальной школе, выезды на консультации и много других дел. Если честно, то хочется, чтобы в сутки добавилось еще пару часов. А вообще каждый день, чтоб поддерживать форму и потихоньку добавлять что-то новое в программу, стараюсь не менее двух часов заниматься.

- А почему вы выбрали звонарное искусство? 

- Когда наша школа звонарей открывалась, я был в числе первых учеников, и колокола - это то, на чем я в своей жизни не играл. Были в моей жизни и аккордеон, и народные инструменты, и духовой оркестр, и фортепиано. Хотелось освоить что-то новое, необычное. Никто не может объяснить этот феномен - чувств, пробуждаемых этим звуком. Колокол прозвучал - и что в этот момент происходит с душой... Звук колокола - это голос Божий. Его сердцем можно услышать. 

- А колокол принимает все руки?

- Колокол принимает, когда к нему с любовью относятся, как и в любом деле.

- А могли бы в словах сформулировать тот посыл, который пытаетесь своей музыкой донести до слушателей?

- Я точно не могу сказать, что я хочу донести. Но, рассказывая про музыку, поясняя программу, рассказывая, о чем писал композитор и кем он являлся в жизни, понимаю, что люди по-другому эту музыку начинают слышать. Например, зная, что Бах - это церковный музыкант и все его произведения имеют библейское значение, по-другому эту музыку воспринимаешь. Думаю, музыка - это средство донести красоту, которую сотворил и дал нам понять и осмыслить Творец наш.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"