"Красавец-город!". Глава государства о Солигорске и калийном деле

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел сегодня пресс-конференцию для российских региональных СМИ.

Пресс-конференция эта получилась внушительной по продолжительности - 5,5 часов. За такое количество времени было затронуто немало тем из самых разных сфер. Жителям нашего города, конечно же, интересно мнение Александра Григорьевича по "калийному конфликту". Благо, тема эта обсуждалась достаточно объемно. "Электронный Солигорск" публикует цитаты Главы государства, связанные с ситуацией вокруг Белорусской калийной компании и "Беларуськалия", а также нашим городом.


Сулейман Керимов и Владислав Баумгертнер

"Вот взять хотя бы того же Керимова. Ни один государственный ответственный человек, особенно, если он знает, что контролируется государством, не поступил бы так, как он. А он купил этот "Уралкалий" и теперь творит, что хочет".

"Керимов, керимовцы и прочие Баумгертнеры взяли это предприятие, они за него гарантировали социальную ответственность, работу и так далее. Я-то знаю: они гарантировали, когда отбирали это предприятие. Знаете, как я бы поступил? Я бы Керимова и керимовцев закрыл в одну камеру, назавтра они бы продали все активы по самой высокой цене, а если бы не нашли покупателя - я б им нашел."

"Позже слышим: мы выходим из Белорусской калийной компании, разрываем отношения, будем торговать сами и притом - объемы превыше цены. То есть готовы на рынок выбросить столько калийных удобрений, что плевать на цену, пусть обваливается. И тем самым они обвалили весь калийный рынок, нанесли ущерб бюджетам государств."

"Вы не там ищете - вы ищете у Баумгертнера. Какие деньги у Баумгертнера? Сотая доля того, что у керимовцев, чтоб вы знали. Он был "наемным", но он виноват".

"...эта фирма ("Уралкалий" - прим.) котировалась на Лондонской бирже. И там всегда не было падения акций, а когда собрались продавать, выяснилось, что банкрот. Так почему ты биржу не информировал, отчетность искажал? Потом американцы заинтересовались. То есть это дело приобрело международный характер. Поэтому им белорусов бояться больше нечего, они пусть там боятся".

"То, что мы объявили их в розыск по линии Интерпола - это цветочки, а ягодки там. А там могут получить пожизненное заключение за подобные вещи".

"Гуманно - в трехкомнатной квартире живет (Баумгертнер - прим.), по моим данным. Куда его предлагаете еще отправить? В Березники? Он же совершил преступление! Вы б могли сказать: отдайте его нам, россиянам, мы сами разберемся. Пожалуйста, пусть приезжает генеральный прокурор Чайка и по закону вы забираете его в камеру в Бутырке или в каком другом месте, ведите расследование, мы будем помогать. Он вам больше вреда принес. Пока просьб таких не было"

"Только не думайте, что Лукашенко заманил Баумгертнера в Беларусь, посадил в камеру и каждый день издевается над ним. Да мне и без Баумгертнера проблем хватает".

"Я готов простить, мне ни холодно ни жарко, мы уже пережили это. Но мы не закрываем это уголовное дело"

Березники
"Я вам скажу, где найти деньги. Забрать у негодяев акции, которые непонятно как им достались, и отправить людям в Березники. За $20 млрд., которые стоила компания, можно было построить цветущий рай, поселок, вывезти людей из этого болота, из города, который сегодня уходит под землю".

"Я получил письмо от жителей Березников - вот видите, все прибегают к советским методам, собрали подписи у народа, у тех, кто работает. Я порывался сам туда приехать и рассказать всю правду людям, как это было. Но думаю: не так поймут. А ответ мы людям дадим, мы его готовим. Но я же знаю, как собирали подписи. Рабочему все равно, кто будет руководить, ему нужна работа. А они угробили предприятие! $900 стоила тонна калийных удобрений на мировом рынке. Сегодня - $230, и они еще демпингуют, еще дешевле продают. Так откуда будут деньги?"

 

Цена за "Беларуськалий"

"$30 млрд. стоит "Беларуськалий". Когда я озвучил эту цифру в первый раз, все хохотали. Но через пару месяцев Блумберг публикует, что "Беларуськалий" стоит больше.  Я сказал – спасибо, больше не надо".

"Было даже такое предложение, что вот предлагали: давай $10 млрд государству, а $5 млрд – тебе. Не проходят такие предложения"


Отношения с Россией в связи с "калийным делом"

"Когда мне россияне задали вопрос, что надо делать, я сразу сказал: немедленно надо вернуться в этот картель по продаже удобрений. Сразу в два раза цена на калийные удобрения поднимется! Почему вы не хотите это сделать? Потому что там есть другие нюансы".

"Мы действительно обсуждали с Владимиром Владимировичем эту проблему. Подходы у нас действительно одинаковые: вор должен сидеть в тюрьме"

"Да, мы недополучили около $1,5 млрд. благодаря вам, а вы в два раза больше потеряли".

"Мы готовы восстановить эти отношения, потому что это выгодно нам. Но еще более выгодно вам, потому что это предприятие закредитовано, там под $10 млрд. кредиты. Это огромная сумма! Это сколько лет надо работать, чтобы вернуть!"

"Мы производили почти половину мировых удобрений. Без нас, пока мы в Китае, в Индии, в Бразилии не заключим контракты, никто не заключал контракт. Все на нас ориентировались. Что было плохо для калийщиков и для России? В этом году вы получите $1 млрд., мы - $1,5 млрд. Ладно, у вас есть чем заместить эти $3 млрд. А мы чем заместим?"

"Мы не хотим, чтобы из-за этого пострадали наши отношения. Когда мы с Путиным встречались, я сказал, что ни один Баумгертнер и Керимов не стоят того, чтобы мы не только испохабили отношения на государственном уровне, но даже личные отношения были испорчены. Он говорит: на 100% согласен, они того не стоят".

"Я не зловредный человек и не собираюсь с кем-то счеты сводить. Давайте восстановим отношения".


Солигорск
"Вот надо было их (журналистов российских региональных СМИ - прим.) в Солигорск завезти. Вы бы посмотрели: Солигорск, а потом Березники. В Солигорск приезжаешь - светлый город, градообразующее предприятие "Беларуськалий", красавец-город!" 

"На предприятие приедешь - я ж помню, какое "зачуханное" было - там сейчас сады цветут. Тем теплицы на территории, я всех заставил там работать для людей, там огурцы-помидоры они производят для своих людей за бесплатно. Коммунизм целый!"

"Столько крови и пота из меня вышло, создавая своими руками это предприятие. У нас единственный шахтерский город - они постоянно бастовали. В первые дни моего президентства они, шахтеры, идут с кастрюлями в Минск. Сейчас это опора, ну столько сделали для них."

"Солигорск - это молодежный город, красавец. Вот он говорит по Минску прошел - никто его не тронул (на слова одного из журналистов о безопасности на улицах в Беларуси - прим.), а там (в Солигорске - прим.), вот, действительно, как санаторий. Там ходи, никто тебя не тронет."

"Более того, мы там создали спелеолечебницы: там по 500 человек, больше всего из России, приезжают лечиться. Там под землей целые больницы создали из отработанных штреков, где проходка была. Сам ездил туда открывал."

Прогноз для белорусской калийной отрасли

"Мы более-менее спокойно ко всему относимся. Начали продавать калийные удобрения, $150 млн. за прошлый месяц получили, под $200 млн. за октябрь получим, в ноябре-декабре у нас еще лучше контракты. Мы выкарабкаемся. Нам сейчас очень тяжело, но мы выкарабкаемся".

 
Отдел новостей "Электронного Солигорска" по материалам СМИ

Фото: БЕЛТА