Солигорск - город достатка и противоречий. Взгляды со стороны

Городом достатка, страстей и противоречий предстает Солигорск в репортаже популярного белорусского интернет-портала. На чем ездят шахтеры, что едят, где живут, чем занимаются их жены и что о заработах горняков думают жители города, не связанные с калийным производством, - ничего не осталось без внимания заглянувшей к нам в город пытливой столичной журналистки.

Первое, что попало под анализ корреспондента при посещении Солигорска, - это, конечно же, солеотвалы.

"Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". Вряд ли жителей Солигорска вдохновляет эта песня Высоцкого. Их горы - это соляные отвалы "Беларуськалия", покорять которые вредно для здоровья.

Конечно, не работай комбинат, сотни тысяч тонн отработанной породы не нарушали бы местного равнинного пейзажа. Не будь "Беларуськалия" - Солигорска бы тоже не было. Жители могут пенять на экологию, но они прекрасно осознают важность земных недр под ногами. Потоки прибыли от их разработки оседают и в карманах солигорчан – самыми высокими зарплатами в стране.



Десять против трех

- О чем будем говорить? О том, какой у нас богатый регион? – заместитель председателя по экономике Солигорского райисполкома Ирина Зубаревич иронично улыбнулась, встречая меня.

По ее словам, в марте средняя зарплата по району достигла 4,9 миллиона рублей. Для сравнения: минчане встретили весну с зарплатой 4,1 миллиона.

- Мы считаемся обеспеченными только за счет "Беларуськалия". У шахтеров средняя заплата за I квартал была 10,5 миллиона рублей. В городе живет 100 тысяч человек, на комбинате работают 18,5 тысяч, то есть почти каждый пятый житель Солигорска, - рассказала Ирина Леонидовна.

Остальные 4/5 населения в финансовом плане не так успешны. В марте солигорчане, профессионально не связанные с флагманом белорусской экономики, получали в среднем 3,6 миллиона рублей.

- Всем остальным отраслям есть куда стремиться, - Ирина Зубаревич уточнила, куда именно: - Мы должны быть настроены на то, чтобы люди получали 500 долларов. Мы этого уже достигли в январе 2011 года. Сегодня мы снова поставили перед собой эту цель. Хорошо, когда средняя температура по больнице радует, но нужно стремиться и по отраслям...

Жены шахтеров

Зарплаты в отрасли легкой промышленности сильно отстают от шахтерских заработков. По данным райисполкома, солигорские предприятия "Калинка" и "Купалинка" в I квартале 2012 года платили своим сотрудникам 2,2-2,4 миллиона рублей.

- Со швеями проблема. Их не хватает, причем везде, не только у нас, - заметила Валентина Васильева, главный инженер – и. о. генерального директора ОАО "Купалинка".



На "Купалинке" работают, в основном, женщины за сорок. Молодежь на пошив трикотажа не рвется, несмотря на то, что можно заработать до 3 миллионов в месяц. Большинство шахтеров получает достаточно для того, чтобы их жены могли быть домохозяйками.

Моя собеседница Надежда тоже замужем за шахтером, но дома не сидит. Девушка на полставки работает делопроизводителем в одном из госучреждений. Трудится явно не ради денег, так как ее зарплата не больше 700 тысяч рублей. Семейный бюджет формирует муж.
Ежемесячный доход семьи превышает тысячу долларов, но, по словам Надежды, учитывая цены в магазинах, это не так уж много.

- У нас их (шахтеров – прим. авт.) около 20 тысяч, все остальные обычные люди с обычными зарплатами. А цены высокие – торговля ориентируется на доходы работников "Беларуськалия".

Кстати, ритейл в стотысячном Солигорске развивается так стремительно, что в некоторых районах Минска могли бы позавидовать.

"Евроторг" собирается открывать третий магазин, скоро появится и гипермаркет "Корона". Таким образом, в городе будет уже два "гипера" - первый, "Златка", открылся в ноябре 2011 года.



Я зашла туда, чтобы узнать цены и посмотреть, что покупают местные. На стоянке были припаркованы дорогие авто ("Мерседес", БМВ). Но в корзинах у покупателей стандартный набор: кефир, сосиски, фрукты. Французского коньяка и даже сырокопченой колбасы не заметила. Только какая-то дама складывала очередной килограмм мяса в большой пакет с надписью "Беларуськалий".



На что в Солигорске тратят деньги?

- Вы спросите, на что люди заработанные деньги тратят? – Ирина Зубаревич сорвала вопрос у меня с языка. – Вот вам один факт: в Солигорске 56 тысяч легковых автомобилей.

Солидная цифра для города, в котором 100 тысяч жителей.

Затраты на машины, их обслуживание, бензин. Что еще?

Жилье. В прошлом кризисном году в городе было введено в эксплуатацию более 100 тысяч квадратных метров жилья. Получается метр на человека в год – завидный показатель для многих городов, особенно для Минска.



Еще деньги тратятся на детей, которые уезжают из города за высшим образованием. В самом городе оно представлено только филиалом БНТУ.

На развлечения. В отличие от жителей Кормы, солигорчане не могут пожаловаться, что им "некуда пойти". Кафе, кинотеатр, ночная дискотека, боулинг – любой каприз. А недавно открылся торгово-развлекательный комплекс "Радуга", в котором, помимо супермаркета, работают целых три ресторана.

Директор ООО "Торговый дом "Радуга-Свет", солигорчанин Андрей Заяц давно занимается бизнесом и хорошо видит слабые стороны городской жизни. Культурный отдых, по его словам, – одна из них.

- У нас город молодой, в основном, все приехали из поселков и деревень. Этот контингент пока не готов тратить деньги на культурное времяпрепровождение. Они скорее купят лишний холодильник или телевизор, - заметил Андрей Заяц.





Бизнесмен, открывая магазины и рестораны, по его собственным словам, стремится не только заработать деньги, но и "окультурить" солигорчан. Недавно он открыл новый ресторан "Долс". С дорогим интерьером, белым роялем... И пока довольно невысокими ценами в меню: суп из авокадо с креветками (15 тысяч), салат "Цезарь" с семгой (23 тысячи). Я поинтересовалась, почему так дешево.


- Ресторан рассчитан не только на деловую публику, но и на простых солигорчан. Мы хотим донести до людей, что кухня в доме существует для того, чтобы сварить кофе и поговорить, но не для того, чтобы жарить-парить-варить. Вместо того, чтобы вечером готовить в халате, женщина может с семьей придти сюда и поесть за ту же сумму, которую она бы потратила на котлеты, - считает Андрей Заяц.

Помимо общепита в Солигорске развивается игорный бизнес: я успела заметить в городе пять-шесть залов игровых автоматов. Начинающего шахтера Стаса "перехватила" как раз по дороге в один из них. На часах было 10 утра. Собеседник пояснил, что он не азартный человек, а в компании с "однорукими бандитами" просто "убивает время".

Стас из деревни, окончил солигорское ПТУ горняков №104, совсем недавно его приняли на работу на "Беларуськалий".
Парень уже решил, что в ближайшее время обязательно купит машину – благо, при шахтерской зарплате собирать на нее не придется долгими годами. Лишь бы только игровые автоматы не разрушили его планы...

Шахтер говорит

На первый взгляд Солигорск - благополучный город. Широкие улицы, опрятные дома, современный спортивно-зрелищный комплекс. Здание суда через дорогу от церкви. Как говорится, сам бог велел горожанам жить да радоваться. Однако обстановка в городе не показалась мне умиротворенной и счастливой.











Финансовые возможности "Беларуськалия" породили в Солигорске любопытное социальное явление. Тем более любопытное, что оно не совсем типично для страны, где, как принято считать, нет очень богатых и очень бедных.

Солигорск как будто разделен на два лагеря: шахтеров и не-шахтеров. Первые составляют пятую часть населения города и получают 10 миллионов. Вторых гораздо больше, зарабатывают они около 3,5 миллионов и не могут не сравнивать свои доходы с доходами шахтеров. А сравнив, если не завидуют, то пеняют на несправедливость жизни – такова уж человеческая натура.

В словарях это явление называется экономическим расслоением общества. Но расслоение бывает неочевидным: встретишь на улице мегаполиса человека и часто не знаешь, богат он или из среднего класса, а здесь всё и все на виду. В Солигорске всего 100 тысяч жителей, и каждый знает каждого. Любой учитель в курсе, что его сосед-шахтер получает в 3-4 раза больше. В городе, где пятая часть жителей зарабатывает больше 1000 долларов, морально сложно не получать хотя бы 500.

Чем больше я разговаривала с людьми на улицах, тем больше убеждалась в одном: высокие зарплаты не столько осчастливили шахтеров, сколько раздразнили остальных.

- Вы спросите у людей, как работать, когда рядом работники "Беларуськалия" столько зарабатывают. Им еще доплаты какие-то постоянные… Каково видеть, что они получают не деньги даже, деньжищи, а ты сидишь за 2 миллиона? – горестно жаловалась на жизнь одна из солигорчанок, работающая в бюджетной сфере.

Но самое интересное в том, что далеко не все "богатые шахтеры" считают себя богатыми.

- Если считать по Беларуси, зарплата, конечно, не маленькая. Но я не езжу на дорогой машине, не ношу дорогую одежду. Не скажу, что часто позволяю себе ходить в кафе. Когда растет зарплата, ты задаешься определенной целью, например, купить квартиру, и начинаешь экономить на чем-то, - рассказал мой собеседник, работающий на "Беларуськалии" шестой год.

- Я постоянно слышу от людей, даже от минчан: "Вы шахтеры, вы можете себе позволить", - он дал понять, что с завистью сталкивался не раз.

До девальвации шахтер получал около 1,5 тысяч долларов, сейчас на карточку ежемесячно приходит сумма, эквивалентная 1-1,2 тысячи. Жить, по словам собеседника, стало сложнее, ведь "цены растут с каждым днем".

- Я считаю, что за ту тяжелую работу, которую я выполняю, достойной была бы зарплата 20 миллионов. Может, кто-то скажет: "губу раскатал"... Но попробуйте сами поработать в шахте.

Кто бы что ни говорил, факт остается фактом: работа шахтера считается одной из самых опасных в мире. Даже если не брать в расчет риск обрушения горных пород, запыленность и шум, сложно представить себе, каково это: каждый день спускаться на сотни метров под землю и вкалывать, стоя на четвереньках.

…Таков противоречивый Солигорск: одни хотят получать 10 миллионов, а другие и с 10 миллионами не чувствуют себя обеспеченными.

Боюсь, когда не-шахтеры выйдут на зарплату 500 долларов, обстановку в городе это не разрядит.

Еще один мой собеседник, представившийся Николаем Прокопьевичем, не спускается в шахты "Беларуськалия" уже более 20 лет, на пенсии. Но зарплату электромонтера, которую получал на комбинате в советские времена, помнит до сих пор – 170 рублей. Она тогда почти не отличалась от средней по БССР.

Зато сын Николая Прокопьевича, который работал на "Беларуськалии" уже после развала Союза, получал хорошие деньги.
А последние 5 лет не встает с постели.
Производственная травма.

P. S. Когда въезжаешь в Солигорск со стороны Минска или возвращаешься в столицу, видишь район частной застройки. Горожане саркастично называют его "долиной нищих". Коттеджи в "долине" - предмет постоянных пересудов. Интересно, сколько лет нужно работать шахтером, чтобы построить один из таких красивых домов?







Электронный Солигорск по материалам