На днях побывал я на Сахалине. Сел на Привокзальной площади Минска в маршрутку и через час с небольшим дорожный указатель известил, что я на месте. Удивляетесь, как такое может быть, когда самолетом туда лететь часов 7-8? Просто Сахалин - это небольшой поселок в Беларуси по правую сторону шоссе Минск - Солигорск.
Маршрутка остановилась напротив единственной его улицы, по обе стороны которой выстроились старые высокие березы. Я с интересом прошел ее всю, нескромно заглядывая во дворы и окна деревенских хат, выкрашенных желтым цветом, пока метров через 300 не уперся в заснеженное поле. Меня заинтриговало, откуда тут такое название? Ведь и в России Сахалин не просто остров. Это и край света, и в недалеком прошлом место, куда ссылали каторжан. А еще эта земля поражает огромными природными богатствами. Скажу без претензии на истинность: от каждой из этих ипостасей есть щепотка и в белорусском Сахалине.
- Как появилось такое название у нашего поселка, точно не знает уже, наверное, никто, - чувствуется, что пенсионер Иван Игнатеня рад неожиданной возможности поговорить. - Есть две версии. Одна - вроде когда-то сюда приехал доживать век бывший сахалинский каторжанин. Отсюда, мол, и название.
Но есть и другая теория. По соседству с нами находится деревня Жабин. Хаты там стояли так тесно, что с одной крыши можно было перепрыгнуть на другую. Но крыши-то те были соломенные. И вот когда - еще до войны - деревня в очередной раз выгорела, власть решила расселить ее по округе. Так появилось с десяток поселков. Дубочки - потому что в лощине рос старый дуб. Каменка - там каменная гряда есть. Ну а наш поселок оказался дальним, и земли тут считались не такими плодородными. Ехать сюда особо не хотели, получалось, как бы в ссылку. Почти как на остров Сахалин. Отсюда якобы и название.
Кстати, оно бросается в глаза многим приезжим. Водители часто сворачивают с шоссе, чтобы узнать, откуда у поселка такое звучное имя. Иван Павлович каждому с гордостью разъясняет происхождение своей деревни. Здесь родился и он сам, и его предки до третьего, а может, и четвертого колена. Отсюда он юношей уходил служить на флот, а вернувшись, рассадил вдоль подворья березки. Как делали это испокон веку и другие местные. А потом почти на сорок лет перебрался в соседний Солигорск, от души потрудился в его калийных лавах бригадиром забойщиков. Этому мастерству учили в том числе россияне, приехавшие на всесоюзную стройку и ставшие с тех пор лучшими друзьями.
Всего четыре личных хозяйства зарегистрировано в белорусском Сахалине, восемь постоянно проживающих граждан. Но на отшибе они себя не чувствуют...
Так и оказалось, что Сахалин - хоть белорусский, хоть российский - отнюдь не обойденное природой и богом место, а будет побогаче многих других. Там, на самом востоке Союзного государства, и уголек рубают, и лес, а в окрестных водах ценную рыбу ловят, недавно на шельфе нефть и газ начали добывать. Под белорусским Сахалином свои несметные богатства: многие миллионы тонн сильвинитовой руды, из которой вырабатывается калийная соль - незаменимое минеральное удобрение. Им Беларусь, без преувеличения, на весь мир славится не менее дальневосточной икры.
Иван Игнатеня к этому также причастен: прокладывал подземные магистрали даже под собственной деревней. А затем вернулся в родные места и теперь порой с ностальгией, не выходя со двора, всматривается в непривычные для равнинного белорусского пейзажа горы - отвалы горнообогатительного производства. Но без работы не сидит. Скромно признался, что вырезанные из дерева журавли - буслы по-белорусски, украшающие в поселке многие дворы, его произведения. Недавно прикупил ладного вороного коня, назвал Шахтером. Но чтобы прокормить животное, надо под пастбище и сенокос обиходить окрестные неудобицы. В местном сельисполкоме этому желанию только рады - земле нужен рачительный хозяин.
Однако компания у Ивана Павловича невелика. Всего четыре личных хозяйства зарегистрировано в белорусском Сахалине, восемь постоянно проживающих граждан. Правда, дома здесь не пустуют, особенно летом, используются для временного проживания, ведения подсобного хозяйства. Но все равно жителей в деревне набирается не более пары-тройки десятков. Не чувствуют ли они себя как на отшибе?
- Ну что вы! - эмоционально возражает Иван Игнатеня. - Два раза в неделю приезжает автолавка. Водитель уже знает, к какой хате подъехать, посигналит. Молоко, сметана, колбасы сортов пять, хлеб, мыло, стиральные порошки, мелочи хозяйственные. Если что особенное надо - привезут на заказ, хоть сахалинскую икру. Правда, ложками мы ее не едим, цена кусается. В пятнадцати минутах ходьбы - агрогородок Жабин, а за пять километров и Солигорск с супермаркетами. Сообщение хорошее, ходит городской автобус. Улицу нашу регулярно от снега чистят, а летом грейдеруют, так что "скорой" проехать проблем нет. И почтальон работает исправно.
Кто же поддерживает порядок в неперспективном казалось бы поселке? За ответом я направился за полтора километра в соседний агрогородок Жабин, где находится местный Чижевичский сельисполком. По пути встретил приличный магазин, комплексный приемный пункт бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительный комплекс, фельдшерско-акушерский пункт, библиотеку - в агрогородке есть то же, что и в городе, может, только в уменьшенном масштабе. Понятно, что все это доступно и жителям Сахалина. А возле шоссе строятся ресторан и гостиница.
- Поселок Сахалин один из самых маленьких среди 34 населенных пунктов Чижевичского сельисполкома, - поясняет председатель Галина Бань. - Но стандарты содержания от этого менее строгими не становятся. Там осталось обновить три забора и один дом, завершить окультуривание нескольких заброшенных приусадебных участков - и населенный пункт будет полностью благоустроен. Что-то делаем за счет сельисполкома, но многое с поддержкой населения. К примеру, раньше сельчанам в диковинку было, что за небольшую плату приезжает машина для сбора бытового мусора и отходов, некоторые предпочитали выбрасывать все это за околицу. Навели порядок и там, и сейчас централизованный сбор мусора в порядке вещей. А жители Сахалина сами облагородили общий колодец, мы лишь немного помогли.
Конечно, есть проблемы и поважнее. Соседний Солигорск с его относительно высокими шахтерскими заработками "откачивает" из окрестных деревень трудоспособное население. Как сохранить село? Эту тему Галина Бань недавно обсуждала с коллегами из подмосковного Подольска - побратима Солигорского района. Договорились, что следующая деловая встреча состоится на российской земле. Так сообща вырабатываются меры, чтобы Сахалин - хоть на Дальнем Востоке, хоть в Беларуси - оставался землей обетованной.
Источник: "Российская газета"