История нашего края: Кривичская Проща

ПрощаЧто вы знаете об истории и коренных традициях Солигорского края? Скорее всего, легенды о "ста рабынях" да партизанских подвигах.
Хотите узнать интересные факты истории нашего края? Электронный Солигорск при поддержке отдела культуры начинает исторический проект о наследии Солигорского края. Мы расскажем, покажем и, надеемся, удивим вас подлинными фактами давней истории наших мест.
Большинство существующих деревень нашего района имеют более чем 500-летнюю историю.

Периодически мы будем публиковать рассказы и фоторепортажи о различных местах, аутентичных обрядах, интересных фактах и современных жителях района. Будем рады, если вы присоединитесь к нашему проекту и поделитесь любой исторической информацией. Помните, что рассказывали ваши деды? - присылайте информацию на e-mail: news@esoligorsk.net

* * * * *
Сегодня мы начнем с деревни Кривичи, что находится в 10км от Солигорска. Изучая архивы и различные документы нашего края XVII-XIX вв. мы нашли публикации этнографов Павла Шпилевского, Александра Терещенко, Александра Сержпутовского. В основу нашего рассказа о Кривичах положены выдержки работ этих авторов. Основные факты взяты из документального очерка «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» П.Шпилевского, опубликованного в санкт-петербургском журнале «Пантеон» в 1853 г., а также наши беседы со старожилами деревни Кривичи.


 Куничное, куны

В Литве и Малороссии был обычай наказывать девиц, нарушивших целомудрие: их сажали при дверях приходской церкви на железной цепи. Эти цепи в Литве назывались куницами и кунами,  а в Малороссе кандалами. (Бытъ русскаго народа, изд. 2?, стр. 110. Александр Терещенко - История - 1848)

Эта деревня под сегодняшним названием известна с 1606г. как собственность князя Радзивилла. В «до-радзивилловские времена» деревня упоминается под названием Куничное с XIII в.

Из различных публикаций о Кривичах следует, что самым известным местом в этом регионе была Кривичская Проща.  Мы неоднократно побывали в этом месте, побеседовали со многими старожилами и нашли подтверждение нашим находкам.


 Проща

Места, ознаменованные чудотворным явлением Небесной Заступницы были известны в Беларуси под именем ПРОЩЬ или ПРОСЬЧ. «Просьча», или «Проща» значит то место, в котором мы обращаемся к Святой Покровительнице с просьбою, с молитвою. Все прощи по воле Промысла сами собою явились в тех местах, где прежде, в языческие времена наших предков, свершались разные служения в капищах, храмах или на открытом воздухе, в густых, таинственно-мрачных лесах, или наконец на взгорьях, пригорках и вообще значительных возвышениях, известных под именем Городищ.

В Беларуси прощами называли благодатные места, где находился храм в честь Богородицы, куда из различных мест раз в месяц - первое Молодиковое воскресенье - съезжался народ, чтобы вымолить прощение, простить и просить о нуждах. "ПРОЩА - чудесное исцеление недугов. ... и болшая отъ него проща." // Словарь русского языка XI-XVII вв: - Стр. 12.

К прощам обращались с мольбами об исцелении от бездетности, легких родах и здоровых детях. «Хлапец-удалец» // Сказки и рассказы 1890-1923гг., А.К.Сержпутовский.

Именно о ежемесячном обряде – Молодиковом воскресенье – мы и поведем свой рассказ.

«Маладзiковая Нядзеля» - значит первое воскресенье после новолуния, в которое совершалось богослужение чудотворному образу Божьей Матери.
В Кривичской церкви каждый месяц в воскресенье на новолуние совершалось богослужение в честь явленной чудотворной иконы Казанской Богоматери. Это привлекало большое стечение народа, не только из соседних деревень и городов, но даже из отдаленных губерний России. Стекался народ не только простой, но часто называвшийся знатным, магнатским.

Всех влекло туда чувство искренней веры в помощь Заступницы Небесной, надежда на получение исцеления от болезней и тяжких страданий.

 На окраине деревни Кривичи, на значительном возвышении и каменном основании стояла маленькая, деревянная, двух-купольная церковь посвященная чудотворной иконе. Справа от церкви была устроена маленькая часовня, или, как говорят у нас - каплица.

С рассветом вся завшицкая дорога (д.Завшицы Солигорского р-на) наполнялась богомольцами. Из соседних деревень - Чижевичи, Чапличи, Царовцы (ныне Кирово, Слуцкий район), Романово (ныне Ленино, Слуцкий район), Иваничи, Пруссы, Погост, Доросино – тянулись возы и брички с паломниками. Приезжали также коляски из Слуцка, Игуменя (г.Червень Минской области), Минска, а иногда и кареты из соседних губерний к Кривичскому кладбищу, где находилась Кривичская Проща.

При первом звуке колоколов погост наполнялся народом, так что становилось тесно, и запоздалый богомолец мог стоять лишь за оградой Прощи. Часть народа входила в церковь, всем невозможно было поместиться. Народу собиралось столько, что буквально нельзя было птице пролететь между голов молящихся. Все молились и падали ниц пред Всемогущею Заступницею. Одни стояли с обращенным к иконам взором и, ударяя себя руками в грудь, со вздохом повторяли молитву мытаря. Другие лежали ничком, с распростертыми руками, и шептали покаянные псалмы. По окончании литургии следовал крестный ход с чудотворным образом Богоматери.

Некоторые, особенно женщины, по данному обету, на коленях следовали за образом, заставляя то же делать и своих детей. Ход повторялся трижды, пастырь с клиром останавливался у каплицы и читал Евангелие. В конце службы все пели славословие Пресвятой Богоматери. Картина была величественной.

Большая часть народа возвращалась домой только к вечеру. За оградой погоста собиралась небольшая сельская ярмарка -  со сластями, пряниками, даже с живыми курами, гусями и тому подобным.

Так как Кривицкая Проща принадлежала к Завшицкому приходу, то и обязанность принимать и угощать гостей лежала преимущественно на завшицких жителях. Почти вся соседняя деревня Завшичи (ныне деревня Завшицы  в нескольких километрах от дер.Кривичи) превращалась в бесплатную гостиницу. В каждом доме  непременно останавливалось несколько гостей, зачастую вовсе незнакомых путешественников. «Чем богаты - тем и рады!», - обыкновенно приветствовали зашедших в гости богомольцев. Автор приводимого нами очерка отмечает, что вообще весь Слуцкий уезд отличался хлебосольством, радушием и редким гостеприимством. Хозяин и хозяйка с радостью встречали гостей у ворот и провожали их в свои хаты.

Интересен сам быт нашего края, и мы умышленно приводим некоторые подробности.

… Длинные столы, покрытые чистыми скатертями, были заставлены всеми возможными кушаньями, но между ними первое место занимала яичница и домашний сотовый мед. Тарелками и вилками почти нигде не пользовались - не потому, что не знали об их существовании, но потому что считали их излишними. Говорили: «Душа меру знает, к чему наливать в тарелки?»

Кроме яичницы и меда подавали жидкие горячие кушанья, а именно капусту (щи), бураки (борщ), крупень и ли крупник (суп), зацирку (род лапши и клецок).
Капусту и бураки варили со свиным салом, вялиной (ветчина) или с мелко изрубленным и растертым в кашу свиным салом, но почти никогда не варили с говядиной, частью потому, что ее не всякое время можно иметь в деревне, а частью потому, что капуста и свекла по местным традициям не могут иметь такого вкуса от говядины как от свиного сала. В то время считалось,  что в белорусском крае прекрасно умеют солить и коптить свиное сало, и что оно поспорит со вкусом любого заморского сыра…

А теперь вернемся к завшицкой трапезе.

Гости садились за столы, хозяева и их взрослые дети стоя угощали посетителей обедом. Старики и старухи снимали с себя тяжелую одежду. Молодые парни и девицы, из уважения к старикам, не смели снять с себя лишней тяжести и только после многократного понукания решались снять свои суконные (даже и летом) свиты, и скромно, почтительно садились рядом.

После обеда старики обыкновенно отдыхали, а старухи с хозяйкой отправлялись в огороды. Хозяйка хвалилась своим хозяйством, хлевами, прядивом.  В это время молодые парни и девицы, вместе с детьми хозяев  отправлялись гулять  по деревне или в ближайшую рощу. В общем, это было время знакомств и общения молодежи из разных деревень и местечек.

Кровавые события начала XX века прервали нарушили древние традиции. В 1930-е гг. церковь и каплица, находившиеся в Кривицкой Проще, были разобраны большевиками, богослужения были запрещены, служители церкви попали в ссылку, но верующие продолжали втайне посещать святое место для поклонения.

Из бесед со старожилами деревни мы выяснили, что материалы разрушенной Кривичской церкви были использованы для постройки сельского клуба. По их же свидетельствам, во время немецкой оккупации (с 1941 по 1944-й гг.) немецкие власти разрешили воссоздать алтарь прямо в клубе, и люди снова проводили богослужения. После освобождения Беларуси богослужения были снова запрещены.

Кривичская Проща в наши дни

После всех безумных событий XX века благодатное место не исчезло из памяти людей. В 1992г. на месте Кривичской Прощи местные жители своими силами построили часовню, посвященную Казанской Богоматери, где трижды в год в дни празднования иконы проводятся богослужения.

Сегодня на месте бывшего алтаря, под открытым небом, установлены три креста с иконами святых. Кривичане бережно заботятся об оставшихся святынях – камнях из фундамента разрушенной церкви. Их  чистят, укрывают накидками.

Ниже мы приводим фоторепортаж и намерены продолжить наше повествование, в котором приведем дополнительные факты из истории древней деревни, а также беседы со старожилами.

Кстати, воскресенье – 15 августа – является очередным молодиковым воскресеньем.

Вид на деревню Кривичи.

Каплица, построенная в 1992г.

Камень из основания разрушенной церкви.

Электронный Солигорск.