Не все коту Масленица – настал и Великий пост

постовойС 7-го марта у православных начался Великий пост, который продлится 40 дней и закончится светлым праздником - Пасхой.

В древних православных песнопениях пост называется матерью целомудрия. Ничто не располагает так к нарушению целомудрия, как объедение и пьянство.  Здесь речь идет не только о телесном целомудрии, но и целомудрии духовном. Это чистота сердца, и к этой цели – к чистоте сердца и располагает нас пост.

Великий пост не случайно по времени выпадает на весну. В течение года природа проходит определенный цикл: возрастание, затем цветение, зрелость,  увядание и долгая изнурительная зима. Это можно сравнить с состоянием нашей души.

 

Бывают времена, когда душа наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: наступает осень, затем зима души. Но всякий раз Великий пост приходит как новая духовная весна, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.

Теперь пост многими не принимается. А прежде, в другом укладе общественной жизни, весь народ постился во все посты, в среды и пятницы. Детей с самого раннего возраста учили умеренности и уважению поста.

Огромное значение поста также в том, что он есть школа воздержания. Когда человек сознательно этому учится, воля его закаляется.
Зачастую люди, не желающие поститься, оправдываются своими болезнями. Но болезни по сути - лишь поверхностное проявление внутренней дисгармонии.  олезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные, тем самым нанести себе и окружающим еще больший вред.

Кстати, в дни поста во многих храмах совершается таинство Соборования (или Елеосвящения). Это церковное Таинство, в котором при помазании тела  специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства  относится к апостольским временам.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Кроме телесного исцеления в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. Совокупность грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, телесных заболеваний.

Пост, как и всякое благодеяние, лучше не выставлять напоказ, но скрывать. Не делаться мучениками перед людьми, а быть простыми и радостными.
Всякому стоящему делу нелегко научиться, требуется долгое и усиленное упражнение. И вот именно в течение всего поста учатся приобретать привычку обуздывать свои мысли, желания и действия.