Белорусская соль может полностью переориентироваться на литовские порты

 В Вентспилсском порту (Латвия) за 11 месяцев этого года не было перевалено ни одной тонны удобрений Беларускалия против 1,33 млн. тонн в 2008 году.
В Вильнюсе в конце прошлой недели состоялась встреча министра коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюса Масюлиса и руководства Клайпедского порта с гендиректором белорусского производителя калийных удобрений Беларуськалий Валерием Кириенко. То, о чем предположительно могли договориться партнеры, рискует поставить крест на перспективах возрождения в Латвии высокодоходного транзита солей из Солигорска, пишет Бизнес&Балтия.
Согласно сообщениям местных СМИ, в ходе переговоров литовская сторона предложила 

белорусам в следующем году увеличить объем перевалки калийных удобрений через Клайпеду до 4 млн. тонн. При этом максимальная экспортная возможность Беларуськалия, по словам г-на Масюлиса, составляет около 5 млн. тонн. "Оставшуюся часть можно будет доставить через литовскую территорию в Вентспилс", — уточнил министр.

Столь крупных объемов калийного транзита в Литве не было никогда. Еще недавно основной поток грузов направлялся в Вентспилс, как рассказала Галина Молочкова, директор по маркетингу Балтийской ассоциации транзита и логистики (в ее состав входит вентспилсский терминал Kālija parks). Так, еще в 2006 году через латвийский порт прошло 3,02 млн. тонн калийных удобрений (80% — из Белоруссии, 20% — из России), а через Клайпеду — лишь 1,6 млн. тонн.

В этом году Клайпедский порт рассчитывает погрузить уже 2,7-2,8 млн. тонн продукции Беларуськалия, указал г-н Масюлис. В Вентспилсском порту за 11 месяцев не было перевалено ни одной тонны удобрений из Солигорска против 1,33 млн. тонн в 2008 году, сообщила Г.Молочкова.

В 2008 году для транзита белорусских калийных удобрений в Латвии действовали льготные железнодорожные тарифы, подкрепленные обязательством Беларуськалия обеспечить определенный объем транзита. Однако в связи с глобальным кризисом белорусы не смогли обеспечить ранее оговоренный объем.

В результате Latvijas dzelzceļš (LDz) с начала года повысила тарифы, что вынудило Беларуськалий сосредоточиться на более дешевом литовском варианте.

В следующем году эксперты прогнозирует оживление рынка удобрений. В 2011 году спрос на калийные соли, по прогнозу инвесткомпании Ренессанс Капитал, вернется на докризисный уровень. "Однако Латвии рассчитывать на возобновление калийной перевалки не приходится — Литва отобранной доли так просто не отдаст, — отметил источник в транзитной отрасли. — Литовцы готовы предлагать самые выгодные для Беларуси тарифы. Но при одном условии: весь груз идет через их страну".

По словам эксперта, в случае благоприятной рыночной конъюнктуры Литва, загрузив свой порт по максимуму (на 4 млн. тонн), вполне может отпустить 1 млн. тонн в Вентспилс, но через свою же территорию. Это могут быть поставки в Китай (сейчас с китайскими заказчиками контрактов нет). В этой стране используют крупные суда вместимостью 70 тыс. тонн и предпочитают глубоководный Вентспилсский порт.

Вместе с тем, хочется отметить, что оптимизм литовцев может быть оправданным до тех пор, пока их латвийские коллеги не начнут проявлять больше расторопности и рыночной маневренности. Ведь, как уже сообщал "Ежедневник", Беларусь отказалась от концепции четкой ориентации на один конкретный балтийский порт, а будет варьировать поставки грузов исходя из рыночной конъюнктуры.

До недавнего времени Беларусь, в частности Минтранс, вел активные переговоры по созданию на Балтике совместного предприятия, которое взяло бы в аренду или выкупило бы на праве собственности свой собственный порт. Однако как сообщил недавно министр транспорта и коммуникаций страны Иван Щербо, "Минтранс остается все же на своей позиции: конкуренция между портами нас более устраивает, чем привязка к какому-либо конкретному из них". По словам министра: "Если будет конкуренция, то можно использовать транспортно-логистическую схему доставки грузов к портам с учетом более приемлемой ценовой составляющей».

{mos_fb_discuss:2}