Секрет чужого успеха

 12 февраля 2008 года, выступая перед студентами БГУ, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, коснувшись проблем отечественной экономики, заметил: «Почему мы так богато еще не живем, как нам хотелось бы? Потому что мы еще не умеем торговать. Производим прекрасный товар, а продаем за бесценок… Мы стремимся найти в экономике, во внешней торговле нашу нишу, завоевать ее».

Прилавки белорусских рынков сплошь завалены китайским ширпотребом. Нашим производителям нелегко конкурировать с производителями из Поднебесной по цене, хотя по качеству любой товар отечественной легкой промышленности значительно лучше.

{mos_fb_discuss:2} 

Впрочем, китайцы теснят конкурентов практически на всех мировых рынках, кроме, пожалуй, турецкого. Как турецкой легкой промышленности удается не только выживать, но и успешно конкурировать с китайскими производителями дешевой одежды на внутреннем и мировом рынках? В поисках ответа на этот вопрос я отправился на родину китайских конкурентов – в турецкий город Стамбул.

В Турции экономические реформы начались значительно раньше, чем в Китае. Поэтому к расцвету китайского экономического чуда Турция уже одевала в пошитую на своей территории одежду практически всю Европу. Неудивительно, что турки не собираются сдаваться под натиском китайских производителей, хотя их одежда дороже китайской.

В Стамбуле я изучил организацию работы фирмы «Ilo tekstil» – производителя мужской одежды под известным голландским брендом J.C. RAGS.

Почему этот бренд?

Одежда под торговой маркой J.C. RAGS рассчитана на модную молодежь в возрасте от 20 до 25 лет. На сегодняшний день этот бренд является одним из самых популярных брендов мужской одежды в США, странах Европы и СНГ. Модели одежды этой марки есть в гардеробе у Димы Билана, «иванушки» Андрея Григорьева-Апполонова, участников группы «Тринити», ведущих MTV-Россия. Конкурсанты-мужчины всех «Фабрик звезд» были одеты в J.C. RAGS. Несколько вещей этой марки есть и в гардеробе у Димы Колдуна. Вся эта одежда была произведена в Турции на фабрике фирмы «Ilo tekstil».

Товар высокого качества

Турецкая фирма «Ilo tekstil» владеет фабрикой, на которой непосредственно шьется одежда, и оптовым магазином, через который готовая одежда продается. Эта фирма имеет два патента: голландский – на производство швейных изделий под торговой маркой J.C. RAGS и турецкий, дающий право на экспорт произведенной продукции. Кстати, получить любой из этих патентов может далеко не каждая фирма, ведь производство должно быть сертифицировано на соответствие сразу нескольким международным стандартам. Поэтому владелец «Ilo tekstil» каждые три года полностью меняет все оборудование на своей фабрике на новое современное, стоимость некоторых моделей которого превышает 1 миллион евро. Иначе нельзя: можно не пройти сертификацию, потерять патенты и, соответственно, рынки сбыта.

Оборот фирмы «Ilo tekstil» за 2007 год составил более 33 миллионов долларов. Сшитые на ее фабрике в Стамбуле майки, рубашки, шорты, свитера, брюки, куртки, пальто и шарфы под торговой маркой J.C. RAGS продаются в Турции и экспортируются в Россию, Беларусь, Украину, Иран, страны бывшей Югославии, Румынию, Болгарию, Венгрию и США. На производстве занято 80 работников, которые трудятся в 2 смены. При наличии крупного заказа на какую-либо коллекцию, хозяин фирмы принимает на временную работу швей, но никогда не размещает заказ на чужой фабрике – только так можно контролировать качество.

Организация торговли

Фабрика фирмы «Ilo tekstil» находится в азиатской части Стамбула, примерно в 25 километрах от оптового магазина. Магазин, площадью 40 квадратных метров, расположен на арендованных площадях на 3 этаже торгового комплекса, который находится в престижном районе европейской части 20-миллионного мегаполиса, напротив Стамбульского университета, в минутах 15 ходьбы от жемчужины византийской архитектуры – Собора Святой Софии. Месторасположение выбрано так, чтобы магазин смог найти любой потенциальный покупатель, впервые посещающий Стамбул.
В магазине трудится, внимание (!), два постоянных работника: директор и продавец. Автор этих строк долго не мог в это поверить, но это действительно так. В магазине расположен и склад готовой продукции, и офис с компьютерной техникой, необходимой для оформления документов, и традиционная для Турции «диванная» часть, где покупателей угощают кофе, чаем, соком или даже пивом. Два работника справляются с продажей, оформлением документов и отгрузкой товара в перечисленные выше страны. При необходимости, директор магазина нанимает грузчиков в специализирующейся на погрузочно-разгрузочных работах фирме – так дешевле. Одним словом, хозяин «Ilo tekstil» знает, на чем можно сэкономить.

Налоги и зарплаты

На высокие налоги принято жаловаться в любой стране мира. Турция не является исключением. В этом государстве налог берется не с прибыли, а с оборота: 18% платят производители, 8% – магазины.

Зарплаты, по нашим меркам, в Стамбуле получают приличные. Например, обычному продавцу магазина хозяин платит от 100 до 150 долларов в неделю. Примерно столько получают и работники многочисленных стамбульских фабрик по пошиву одежды. Однако, это немного. Стамбул – город-музей, где всегда много туристов, поэтому дорогой. Например, аренда комнаты в коммунальной квартире обойдется в 300 долларов в месяц, а жетон на одну поездку в трамвае стоит более доллара. Очень дорого стоят продукты питания: литр молока – 2,5 доллара, самый дешевый батон – полдоллара. Основной контингент иностранных рабочих – выходцы из беднейших стран Азии и Африки, а также граждане Молдовы, которые живут впроголодь в Турции, чтобы обеспечить более-менее сносное существование своим родственникам на родине.

Директор – менеджер экстра-класса

 господин О. Ибар с гордостью показывает свой товарДиректору оптового магазина J.C. RAGS фирмы «Ilo tekstil» Орхану Ибару 34 года. На своем посту он работает вот уже 7 лет. Сын эмигрантов сербов-мусульман, Орхан закончил экономический факультет Стамбульского университета, после чего сразу был принят на работу в отдел внешней торговли одной из местных текстильных фабрик. Он сменил два места работы, прежде чем стать директором оптового магазина фирмы «Ilo tekstil». Орхан Ибар координирует работу фабрики, оперативно сообщая туда, производство каких моделей нужно увеличить, какие размеры нужно подвезти в магазин. Такой подход к организации торговли дает хороший результат. Кроме того, Орхан делится с голландским модельером своими творческими задумками, которые, следует отметить, довольно часто воплощаются ими в новых коллекциях одежды J.C. RAGS.

Беседуя с господином Ибаром, я поинтересовался, знает ли он что-нибудь о белорусской легкой промышленности? Оказалось, что не только знает, но и отслеживает каждый шаг всех (!) иностранных конкурентов, в том числе и белорусских.

- У нас в Турции, – говорит Орхан Ибар, – продаются футболки под брендом DIESEL, на этикетках которых содержится надпись «Made in Belarus». Этот белорусский товар очень высокого качества и хорошо продается. Думаю, вы сможете потеснить китайцев, ведь их товар – очень низкого качества.


Послесловие

Вот так, пришлось съездить в Турцию, чтобы узнать, что дела в белорусской легкой промышленности не так уж плохи, раз товар, произведенный у нас, успешно конкурирует на таком сложном рынке, как турецкий. Каков же секрет успеха турецкой легкой промышленности? Вкратце его можно сформулировать так: прагматизм и динамизм владельцев фабрик в сочетании с патриотизмом населения. Лозунгов типа нашего «Купляйце беларускае!» я на стамбульских улицах не встретил, зато был поражен обилием национальных флагов, некоторые из которых размером с … пятиэтажный дом гордо развевались над городом на огромных стальных мачтах высотой метров сто. В таком антураже покупать иностранные товары просто не хочется.

И еще меня поразило то, с какой легкостью идут на контакт с иностранными журналистами турецкие владельцы «фабрик, газет, пароходов». Они хорошо понимают все преимущества PR-технологий, когда любое упоминание в прессе про их бизнес превращается в бесплатную рекламу. Вот чему надо учиться белорусским директорам фабрик, в данном случае, легкой промышленности. Например, у нас в Солигорске, наиболее «контактное» – нынешнее руководство ОАО «Купалинка», поэтому и неудивительно, что предприятию удалось преодолеть кризис, в котором оно находилось еще не так давно. А вот получить информацию о работе других солигорских производителей одежды, мягко говоря, тяжело даже журналистам местных государственных СМИ… Хочется надеяться, что наступят времена, когда в Солигорск будут приезжать иностранные журналисты, чтобы узнать, как удалось «Калинке» и «Купалинке» потеснить конкурентов на мировых рынках. Или это из области фантастики?

Максим Звонарев