В первый рабочий после праздников день многие пассажиры трамваев просили кондукторов объяснить, как пользоваться электронными устройствами, которые появились в трамваях. Вместо привычных компостеров их встретили электронные коробки - у дверей и просто в салоне. Кондукторы, которых видел журналист TUT.BY, прилежно объясняли: "Это валидаторы у дверей. Когда появятся проездные для них, не знаем. Валидаторами пока не пользуемся. А вот это - компостер. Компостеры уже работают".
Нужно сказать, что пользоваться электронным компостером нам показалось даже более удобным, чем механическим. Вставляешь билет в отверстие - загорается красная кнопка, тут же раздается щелчок - и билет можно вытаскивать. Никакого усилия тратить на то, чтобы пробить талон, не нужно (по механическим компостерам многие громко стучали). Правда, теперь несколько билетов сразу одновременно не прокомпостируешь.
Компостер проставляет на билете дату и время проезда, а также - номер маршрута. Приглядевшись, можно заметить и по 2 дырочки на каждом талоне. Однако представитель "Минсктранса" заверил, что "рисунок" отверстий больше значения не имеет: "Просто билет фиксируется, чтобы не сполз, отсюда и отверстия. Значение для проезда имеет только надпись, которая появляется на проездном документе".
Наш собеседник уверил, что электронные компостеры уже имеются на всех трамваях. Если выявляется неисправный компостер, трамвай снимают с линии, устраняют неисправность и тут же возвращают. Сегодня за половину дня из-за такой неисправности сняли с линии два трамвая.
Собеседник отметил, что исполнение у компостеров антивандальное: "Они довольно крепкие сами по себе".
Транспортники также отмечают, что новая система дает возможность блокировать работу электронных компостеров как водителю, так и ревизорам. Однако ответить, применяется ли уже такая возможность для того, чтобы застать врасплох "зайцев", не берутся.
Пока внедрили полностью электронные компостеры только в трамвайном парке, на остальных видах общественного транспорта идет их ускоренный монтаж.
Что касается валидаторов, то ранее сообщалось, что они будут считывать информацию с бесконтактных смарт-карт. Многоразовые карты будут выпускаться процессингово-эмиссионным центром "Минсктранса". При продаже на карту будет заноситься необходимый тариф, а пополнение карты можно будет осуществлять в том числе и через терминалы самообслуживания, разработанные компанией IBA. Для оплаты проезда пассажиру будет достаточно поднести карту к валидатору, процедура не сложнее прохода через турникет в метро с помощью уже действующих бесконтактных карт. Информация об оплате будет заноситься на саму карту, а также передаваться в процессинговый центр "Минсктранса". Контролеры смогут проверять оплату на карте с помощью ручных считывателей карт. Терминалы считывания, разработанные компаниями IBA и "Проток-Люкс", могут работать как в онлайн-, так и в офлайн-режиме, отображать информацию о поездке и баланс на карте, а также автоматически отключаться на время контроля. Когда именно карточки для оплаты проезда при помощи валидатора внедрят для использования, точно не сообщается.
Источник: TUT.BY