Если законопроект будет принят во втором чтении в декабре, то к середине 2014 года он вступит в силу.
Депутат напомнила, что проект закона принят Палатой представителей в первом чтении в мае текущего года. В настоящее время усилия комиссии направлены на доработку законопроекта с учетом положений проекта закона "О внесении дополнений и изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь", который принят в ноябре 2013 года в первом чтении в авторской редакции и предлагает новый порядок разрешения коллективных трудовых споров.
Важно еще и то, что корректировка норм Трудового кодекса (ТК) ведется с учетом положений законопроектов, в частности касающихся спортивной сферы, донорства крови, которые находятся на рассмотрении в Палате представителей, проработаны предложения, поступившие от юридических факультетов ведущих вузов страны, профессиональных союзов различных уровней, депутатов.
Настоящим проектом вносятся изменения более чем в 170 статей Трудового кодекса. "Но это не меняет его концепцию и структуру, а закон сохраняет свою социальную направленность", - подчеркнула Лариса Богданович. Она также обратила внимание, что одним из самых ожидаемых новшеств оказалась отмена обязательности заполнения командировочных удостоверений, за исключением случаев, когда командировочное удостоверение является документом, гарантирующим дополнительные права определенным категориям работников (сотрудники системы МВД, КГБ, прокуратуры и иным). "Нам пора привыкать к тому, что важен не сам факт командировки, а полученный результат. Тем более, что во многих случаях факт поездки можно подтвердить билетами, чеками из гостиницы, штампом в паспорте о пересечении границы и т.д.", - отметила парламентарий. Лариса Богданович добавила, что во многих государствах такой документ, как командировочное удостоверение, не предусмотрен. Зачастую у наших граждан возникают трудности с получением отметки. Но в любом случае, решение об отмене или сохранении командировочного удостоверения должен будет принимать наниматель.
В рамках реализации решений Конституционного Суда Республики Беларусь заслуживает внимания закрепление на законодательном уровне возможности передачи права на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу или другому родственнику вместо матери - индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, творческого работника, ремесленника, а также тех, кто осуществляет деятельность в сфере агротуризма, так как в настоящий момент для них законодательство не предусматривает передачи права на отпуск по уходу за ребенком работающему отцу или другому родственнику.
Для расширения возможностей организации надомного труда проектом закона вносятся изменения и дополнения, предусматривающие возможность использования работником-надомником также своих материалов, оборудования, инструментов, механизмов и выполнения работы вне места своего жительства, а в иных помещениях. Таким образом, после вступления в силу документа "надомники" не обязательно должны будут работать по месту жительства на оборудовании и с материалами работодателя. Это может коснуться "фринласеров", которые работают удаленно на ИТ-компании, занимаются дизайном и т.д.
Новшеством ТК является глава, регулирующая трудовые отношения в профессиональном спорте. Следует обратить внимание, что трудовые отношения в профессиональном спорте ориентированы на результаты, спортивные достижения, дисциплину как со стороны спортсмена, так и со стороны тренера. "В законопроекте прописано, что со спортсменами можно заключать трудовые договоры, где будет четко прописано, каких результатов нужно добиться. Конечно, будет указываться и то, какие условия другая сторона обязуется создать для спортсмена. Эта норма позволит выйти на уровень профессионального спорта", - отметила депутат.
Поправки касаются и других сфер, например, работы по совместительству. Уточняются положения, которые позволят работнику работать на нескольких предприятиях, в выходные дни, в отпуске при вынужденном простое предприятия. Кроме того, в отличие от действующей нормы, предусматривающей ограничение работы по совместительству руководителей организаций, законопроектом такое ограничение сохраняется только для руководителей государственных организаций, а также руководителей негосударственных организаций, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50%.
Источник: БЕЛТА