Плательщиков единого налога в Беларуси обяжут изъять из продажи товары неизвестного происхождения

Плательщиков единого налога в Беларуси обяжут изъять из продажи товары неизвестного происхождения. Об этом сегодня заявила заместитель министра торговли Ирина Наркевич во время online конференции на сайте БЕЛТА.



Она напомнила, что с 1 ноября государственные надзорные органы начали мониторинг торговых объектов, чтобы проверить, как выполняются требования о подтверждении безопасности и качества товаров легпрома. Эти требования установлены в техрегламенте Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности". Уже проверено более 120 рынков страны. "Мы проверили только третью часть рынков. Мы специально сделали такой срез, чтобы понимать, что в целом в стране происходит, доложить правительству и обозначить, что же делать дальше с товаром", - пояснила замминистра.

По ее словам, главная проблема, с которой столкнулись проверяющие, - это даже не отсутствие сертификатов о соответствии ТР ТС, а отсутствие какой-либо маркировки на товарах. "Мы столкнулись с тем, что дело даже не в сертификатах, которых нет, а в том, что при проверке товаров на соответствие закону о защите прав потребителей и стандарту более чем в 90% случаев было несоответствие по маркировке в наименовании продукции. Казалось бы, просто фраза "несоответствие по маркировке". Но на самом деле это информация, которая имеет значение и которая сейчас обязательна в законе о защите прав потребителей. Это информация о производителе или поставщике товара, его адресе, месте нахождения, информация о потребительских свойствах товара. Если брать легкую промышленность, то это размер, состав. А этой информации нет. Тогда возникает вопрос, а что же мы продаем в Республике Беларусь? Что это за товар? Он непонятного происхождения. Этот товар нарушает законодательство Беларуси, и дело даже не в техническом регламенте", - подчеркнула Ирина Наркевич.

"Это самая большая проблема, которая есть сейчас на рынках нашей страны. Я не говорю огулом обо всем товаре, а только о том, у которого нет маркировки и не указан производитель. Поэтому, конечно, были заявления о том, что такой товар не должен быть на рынке. Прозвучали заявления, чтобы с 1 декабря прекратить вообще продавать этот товар. И я могу повторить, что товар без указания производителя и полной маркировки не может реализовываться нигде в Республике Беларусь ни 1 декабря 2013года, ни 1 января 2014 года, ни 1 июля 2014 год", - сказала замминистра, имея в виду заявления вице-премьера Петра Прокоповича о том, что уже принято решение и вносится соответствующий нормативный документ, чтобы с 1 декабря запретить индивидуальным предпринимателям продавать товар, который не имеет подтверждающих документов.

В Минторге поясняют, что проблема, о которой идет речь, связана с субъектами хозяйствования Беларуси, для которых были установлены особые правила торговли - они могли торговать товарами на вещевых рынках без подтверждения соответствия обязательным требованиям, и не только легкой промышленности и всеми остальными, в том числе детскими, посудой, электроприборами. То есть для остальных индивидуальных предпринимателей подтверждение обязательно, а для плательщиков единого налога нет. "Плательщики единого налога привыкли работать не заботясь о безопасности товара и, соответственно, о безопасности потребителя. И то, что сейчас предлагается, ломает эту привычку, требует дополнительных затрат, поэтому воспринимается предпринимателями болезненно", - считает Ирина Наркевич.

Предприниматели, по ее словам, постоянно апеллируют тем, что их "заставляют заниматься сертификацией товара", что "это нечестно, несправедливо, это должен делать производитель". Они также жалуются на то, что, закупая товар на рынках в России, не могут взять документы о производителе, так как их там попросту никто не выдает. "Проблема в том, что там, где закупается товар, проблематично определить официальное первое лицо, нельзя понять, кто производитель, кто импортер, есть ли вообще импортер, ввезен ли товар официально", - объясняет замминистра. "Что сейчас говорят россияне? Что на рынках Российской Федерации 30-40% реализуется вот этого непонятного товара. Может быть, он контрафактный, непонятно, где произведен. Но этот товар вне закона. И индивидуальные предприниматели, участники рынка, открыто заявляют, что они этот товар привозят сюда и начинают его легализовывать и говорить, что государство дало право без сопроводительных документов продавать этот товар. Скажите, пожалуйста, какая страна мира будет приветствовать легализацию и продажу непонятного товара? Все страны мира сегодня борются с таким товаром", - сказала она.

Ирина Наркевич подчеркнула, что товар неустановленного происхождения, нарушающий закон о правах потребителя, запрещен к реализации в Беларуси. Это требование действует давно и не касается темы техрегламента ТС на товары легпрома. "Просто здесь момент состоит в том, что действительно было какое-то послабление для индивидуальных предпринимателей, что они продавали определенный товар и он не должен был проходить сертификацию и декларирование. Массово никто не выходил на проверку", - пояснила она, добавив, что сейчас правительство вплотную занимается этой проблемой и ищет пути ее решения.

Рассматриваются, в частности, разные варианты того, что делать с некачественным товаром, запрещенным к реализации и изъятым из продажи. Возможно, с ним будут поступать по аналогии с конфискованным товаром или как с товаром секонд-хенд. В качестве примера Ирина Наркевич привела Российскую Федерацию. "Сейчас Госдумой в первом чтении уже принят проект закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Законопроектом закрепляется порядок уничтожения контрабандной и контрафактной продукции легкой промышленности, изъятой из оборота и перешедшей по решению суда в собственность государства. Это пока обсуждается. Это серьезный шаг. Я не говорю, что мы сейчас по этому пути уже идем, но опять-таки для создания цивилизованного потребительского рынка и для улучшения межгосударственного сотрудничества в торговом обороте необходимы какие-то оперативные меры по пресечению незаконного ввоза этих непонятных товаров. Эта тема сейчас звучит в России очень активно. Поэтому, может быть, настало время и у нас к этой теме тоже плотно подойти", - сказала она.

Источник: БЕЛТА