“Не думай, что в шахте тяжёлый труд”. Письмо солигорского шахтёра своему брату

Глядя на ретрофото из шахт, многие поражаются, какой же невыносимо тяжёлый труд у шахтёров. Кто-то до сих пор считает, что в шахте работать тяжело. И хлеб добывается кровью и потом. А вот шахтёры 1960-х годов считали иначе. Об этом свидетельствует письмо, которое солигорчанин писал брату.

Письмо Эрика Гоцкого, члена бригады комсомольца Николая Матюшина, своему брату Геннадию Гоцкому в деревню Свержень Столбцовского района:

“Здравствуй, Геннадий! У меня уйма новостей. Спешу сообщить, что успешно сдал экзамены в институт радиоэлектроники и горной телемеханики. Ты не думай, что я изменил своей шахтёрской профессии. Нет! Радиоэлектроника и телемеханика широко входят в труд горняка. Хотя ты думаешь, что работа в шахте очень тяжёлая. Но смею тебя заверить, что труд горняков в нашей солигорской шахте ничего общего не имеет с работой шахтёров, ранее описанной в художественных произведениях. Не отбойные молотки нынче короли забоев. Их заменили комбайны. Замечательная машина! Управлять ею не то, что отбойным молотком. Для молотка нужны крепкие мускулы, цепкие руки. А комбайн требует не физических усилий, а богатых технических знаний. Работать на нём – значит мыслить, всё время производить расчёты, душой чувствовать, как работают его внутренние органы.

"Смею тебя заверить, что труд горняков в нашей солигорской шахте ничего общего не имеет с работой шахтёров, ранее описанной в художественных произведениях. Не отбойные молотки нынче короли забоев. Их заменили комбайны".

К тому ж и работать легче, увереннее, если рядом друзья, которые в любую минуту могут помочь. В нашей шахте много отличных машинистов. Но особенно тонко понимает машину мой лучший друг Виктор Андросов. Он ещё молодой, но уже опытный комбайнер. Недавно его окрестили “волшебником”. А было это вот как. Бригада Михаила Пинчука собрала новый комбайн. Всё честь честью. Включил Пинчук машина, а она ни с места. Ты только не думай, что Михаил никудышный машинист. Он тоже комбайнер что надо. Но машина не идёт. Бились, бились над ней и решили разобрать. Пинчук поднялся на-гора, взял схему. Проверили. Всё как будто бы правильно. Двое суток мучались наши соседи. Узнал об этом Виктор Андросов. Пришёл к ним в забой. Минуту-другую поколдовал на “бездыханным”  комбайном, и тот ожил. Пинчуковцы пришли в восторг и тут же окрестили Виктора “волшебником”.

В цехе подземных механических мастерских рудника:

Shahta_remont

Я хочу стать таким же шахтёром как Виктор. Значит, буду учиться. Учёба даётся трудновато, но осиливаю и её. Кстати, девять членов нашей бригады учатся. Пятеро уже имеют дипломы горных техников. Они тоже поступают нынче в институты. А те, кто ещё не имеет среднего образования, учатся в школах рабочей молодёжи, на вечернем отделении нашего Солигорского горно-химического техникума…”.

Письмо датировано 21 августа 1963 года, а уже в 1964 году Эрик Гоцкий был начальником смены.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"