Сожженные в войну деревни Солигорщины. Ошеломляющие факты и жуткие воспоминания выживших

На сайте национального архива Республики Беларусь размещена база данных "Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны". Сегодня в ней содержатся сведения о 9097 уничтоженных населенных пунктах. 51 деревня относится к современной территории Солигорского района. В военное время это были сёла Старобинского, Ленинского, Стародорожского, Краснослободского, Лунинецкого районов. Самые кровавые карательные операции на этих землях проводились в 1943-1944 годах. Их результатом стало уничтожение более 3 640 дворов, убийство и сожжение более 5 100 жителей. И это лишь документально установленные факты...

Некоторые населенные пункты так и не были восстановлены. С карты района навсегда исчезли деревни Ямное, Ходыка, Сухая Миля, Дубровно и несколько хуторов.

yamnoe

Каратели действовали оперативно, в основном, по одному и тому же сценарию: врывались в деревню, сгоняли жителей в большой сарай, расстреливали, поджигали, забирали скот и провизию и оправлялись в следующую деревню. Часто случалось, что сельчан предупреждали о готовящемся налёте партизаны. В таких случаях жителям деревень удавалось лишь на время отложить трагическую участь. Каратели либо находили их в лесу и расстреливали на месте, либо возвращались в деревню спустя несколько дней и, застав крестьян в их жилищах, вершили кровавую миссию.

сухая миля памятник

Пощады не было никому. Просьбы матерей оставить в живых их детей лишь разжигали в убийцах агрессию, немощные старики становились объектами насмешек, молодые женщины подвергались жестокому насилию. Выжить в этом полыхающем аду удалось единицам. Они спаслись чудом: кому-то удалось спрятаться на чердаке или в погребе и потом сбежать в лес, другие, получив ранение, притворились убитыми и смогли избежать смерти.

Выживший в карательной операции житель д. Раховичи вспоминает, как их с односельчанами пригнали в сарай, расстреливали, а потом подожгли. Он получил 6 ранений, но оставался в сознании, понимал, что на него падает его убитая жена, слышал, как кричит, а потом замолкает навсегда дочь. Он оставался лежать под трупами, пока горел сарай, а когда от дыма стало трудно дышать, встал и проломил горящие ворота. С обожженными руками раненый полз вдоль сарая, видя, как удаляется обоз карателей. Дополз до ямы, подготовленной для хранения картофеля, и там просидел до вечера, после чего спасся в лесу.

rahovichi

Всего на Раховичских хуторах в то время было расстреляно около 200 человек, сожжено порядка 150 дворов.

По количеству жертв среди сожженных деревень нашего района больше всего пострадала деревня Пузичи. Здесь в марте 1943 года было убито 788 человек.

деревня пузичи сожжена Солигорский район памятник

В деревне Копацевичи в феврале 1943 года убито 426 человек, в том числе 200 детей до 16 лет, разрушены все 126 дворов.

kopacevichi1

kopacevichi2

Данные актов партизанского отряда и отчетов подпольного райкома КП(б)Б свидетельствуют, что в числе убитых карателями больше половины составляют дети. Так, в д. Забродье убито и сожжено 312 человек, из них 167 - дети до 16 лет. Из 213 погибших жителей д. Домановичи 126 – дети. В д. Писаревичи убито карателями 202 человека, из них 134 – дети до 16 лет, в д. Осово убито 212 человек, из них 121 – дети...

Семьи в деревнях были многодетными, у многих – по пятеро-шестеро детишек. После злодеяний карательных отрядов выживали единицы. У женщин, уцелевших после налетов жестоких убийц, сердца разрывались от скорби. Они больше не хотели жить, держались только те, у кого остался жив хотя бы один ребенок.

О зверских поступках карателей рассказала жительница д. Новосель Галина Черевако. Убийцы обнаружили прячущихся в лесу новосельцев, тихо подобрались к ним и начали расстреливать. Люди с грудными детьми на руках просили не стрелять, говорили, что они не партизаны, а обычные мирные жители, но их никто не слышал. После расправы каратели двинулись вперед, а оставшиеся в живых люди долго оплакивали родных и соседей. Позже Галина записала и жуткие воспоминания одной из жительниц хутора Котловский. Та рассказывала, как каратели, ворвавшись в дом, пытались выведать, где прячутся партизаны. Бездушные подонки устроили неподдающееся осознанию злодейство: доставали из колыбелек полусонных младенцев, подбрасывали их, как мячики, к потолку и стреляли по падающим на пол малышам...

novosel1

novosel1

novosel1

Сохранились и воспоминания жителя сожженной деревни Сухая Миля. Мареку Добролету в начале войны было 9 лет. Уже в преклонном возрасте он рассказывал журналистам, как в их деревню ворвались немцы. Мужчин оставили в селе, а женщин и детей погнали в лес. По дороге полицай из соседней деревни сказал, что сельчан будут наказывать за помощь партизанам. "Все женщины начали всхлипывать, - рассказывал Марек. - Хотя еще никто толком и не знал, что будет. Думали, что мужчин повезут на допросы насчет партизан. Но, как только нас остановили в лесу, со стороны деревни послышалась непрерывная стрельба… Затем повалил со стороны деревни густой ядовитый дым. Мы, малыши, не совсем различали, что да как. А женщины сразу заголосили. Говорят, явственно запахло горелым мясом....". К женщинам и детям в тот раз захватчики проявили невиданную милость: подержав сутки в неизвестности, отпустили домой. Но по возвращении в родную деревню жители нашли только пепелище и дымящиеся останки мужчин – отцов, мужей, сыновей... 28 мужчин сожгли каратели, всех их похоронили в братской могиле. 

narb1

Памятники, мемориальные комплексы, архивные фото, отрывки писем и документов – только эти немые свидетели трагического прошлого рассказывают сегодня о тысячах наших земляков, расстрелянных и сожженных. И нам обязательно нужно оставить в свой душе место для светлой памяти о тех, кто, став пеплом, остался частью истории нашей земли.

narb2

*При подготовке публикации использованы материалы Национального архива Республики Беларусь

Отдел новостей "Электронного Солигорска"