"Дурацкая мама". Что делать, если ребенок говорит плохие слова? Мнение психологов

Как реагировать на ситуации, когда ребенок, вернувшись из детского сада, шутливо использует грубые слова, дошкольник во время конфликта кричит "Ненавижу!", а подросток обзывает сверстников или выражается нецензурно?

С помощью "плохих" слов дети чаще всего выражают агрессию или пытаются поразить взрослых.

Используя в речи табуированные слова, дети проверяют, насколько им можно нарушать запрет. Также им кажется, что это приближение к взрослости.

Но родителям стоит различать действительно обидные и оскорбительные слова от условно "плохих" слов, которые связаны с физиологией. Ребенку нужно четко объяснить, что обзывать других людей нельзя. И, если на некоторые "плохие" слова не стоит реагировать, чтобы не заострять внимание ребенка на них, то к оскорбительным словам нужно относиться серьезно. Нужно донести до ребенка, что такими слова можно причинить боль.

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

Если ребенок "принес" из садика слово "попа" и спрашивает у вас, что это такое, то, скорее всего, он уже в курсе, что это. Ребенок просто проверяет вашу реакцию. В этой ситуации вы должны ответить спокойно: "Ты не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?".

 

Родители являются для дошколят примером для подражания, поэтому в первую очередь обратите внимание на себя и свое поведение.

— Если папа говорит маме: "Ну ты овца тупая", то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке.

"Я тебя не люблю", "хочу уйти из дома", "дурацкая мама"

Если ребенок говорит такие резкие слова, значит он не знает другого способа выразить злость. Это опять же зависит от семьи. Получается, что, увидев у родителей ссору, он понимает, что так делать можно. В этом случае взрослым нужно научить свое чадо говорить: "Я не хочу с тобой разговаривать", "Я злюсь", "Мне неприятно". Когда ребенок воспользуется этими фразами, вы спокойно можете спросить у него "Что случилось? Почему ты злишься?".

Школьники: когда все вокруг дураки

Мнение психолога: нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы. 

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает психолог.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то "дурак", "тупой", нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: "Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается". Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься о своем влиянии на поведение второклассника. Часто взрослые используют фразу: "Ой, а училка наша что придумала". Если ребенок слышит, как мама называет учителя "училкой", то какое отношение можно ожидать от него к этому педагогу?

Если родитель следит за своей речью, но у ребенка все равно возникают проблемы с использованием обидных слов, важно начать разговор. При наличии диалога он может поделиться своими мыслями. Такое поведение ребенка всегда является сигналом о его потребностях, возможно, ему не хватает признания или внимания.

В воспитательных беседах родителям рекомендуется как можно реже употреблять частицу "не". Ведь запрет рождает у ребенка еще большее желание что-то сказать или сделать.

Подростки: мат и грубые выражения

Мнение психолога: до 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием.

Сейчас матом ругаются и девочки, и мальчики. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

Вы можете сказать: "Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся".

Пытаясь объяснить, что это "плохие слова", вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы. Скорее всего ребенок попросит объяснить, почему слово плохое или что оно значит. Родителю стоит быть готовым ответить на эти вопросы, при этом важно говорить прямо и использовать термины. Часто возникают ситуации, когда взрослые, включая воспитателей, учителей и даже врачей, избегают называть половые органы по их настоящему названию, что также отражает нашу культуру общения.

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.

В любом случае, если ваш ребенок стал злоупотреблять плохими словами, то поговорите с ним. Ведь за этими словами может скрываться множество эмоций и чувств.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"