Можно ли искоренить телефонное мошенничество, и как банки невольно ставятся соучастниками преступлений

Одна из жертв мошенников, по указанию голоса из трубки, даже продала квартиру, а после и подожгла автомобиль милиции.

Что ни день, то новость о мошенничестве. Причем порой с оттенком экстремизма. Из жертвы не просто вытягивают деньги, но и толкают на преступление. Получается двойной развод. Это, с одной стороны. А с другой, впору задаться вопросом: если клиенты под действием телефонных аферистов так легко берут кредиты, значит, им легко их выдают? Так можно ли распознать в просящем того, кто не отдает себе отчета? И на что способны голоса в голове?

Обобрали как липку. Просто по телефону. Эту жительницу Барановичей – назовем ее Татьяна – обманом вынудили взять несколько кредитов. Звонившие разыграли спектакль по ролям. Представлялись банкирами, которые, якобы, разоблачают недобросовестных коллег. И деньги мошенники получили. Но решили использовать доверие по максимуму. По их словам, вымышленные обманщики Татьяны (те, что якобы пытались получить на ее имя кредит) оказались не в банке, а… в военкомате.

Житель Молодечно оформил, по указанию звонившего, кредиты в пяти банках на 19 тысяч рублей. Что им двигало, понять не может до сих пор. Но, слепо выполняя поручения, из жертвы он стал соучастником опасного преступления.

Невообразимо, но еще одна жертва мошенников, по указанию голоса из трубки, даже продала квартиру, а после и подожгла автомобиль милиции. Схема и доводы неизвестного абонента – все те же.

И таких случаев меньше не становится. Пугает другое – из обычного «разводного» криминала они превращаются в дела посерьезнее. Каждый звонок в МВД тщательно анализируют. Во всех таких эпизодах фигурирует три стороны. Звонивший злоумышленник, потерпевший и банк. Действия и бездействие третьей стороны вызывают у правоохранителей обоснованные претензии. Как говорится, "накипело".

Людям постоянно рассказывают о разных сценариях работы телефонных мошенников. Казалось, все они хорошо известны. Милиция буквально идет в народ. Точнее на очередной серьезный разговор с работниками банка.

Мы под видом клиентов посмотрели работу сотрудников в отделении банка. Огляделись по сторонам – на стендах никаких предупреждений...

Так и в других банках. Сотрудники увлечены оформлением документов, клиенты – в ожидании.

Ольга Купчинова, помощник председателя по экономическим вопросам Ассоциации белорусских банков: "У сотрудников банка мотивация – это вопросы их оплаты, они привязаны к выполнению определенных показателей. И эти показатели не только количественные, но и вот как качественный показатель качества выданных кредитов".

Зачастую, чтобы оформить рассрочку на товар в крупных магазинах, проверят массу личных данных. Разве что, медицинскую справку не потребуют, отшучиваются некоторые. А вот в банках порой бывает наоборот.

Александр Копишев, начальник Главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Республики Беларусь: "Буквально последний пример, пенсионер приходит в один банк, ему беспрепятственно дают кредит, недостающую сумму кредитуют во втором банке, в третьем… Через несколько дней он добирает эту сумму в четвертом банке, уже в другом городе. Поэтому мы и говорим о том, что должны бороться с этой проблемой все вместе".

Если оформление или выдачу денег поставить на паузу, это существенно осложнило бы жизнь аферистам.

К сожалению, рекомендация так и осталась рекомендацией. Время – в прямом смысле – деньги. Банки стараются ускорять процедуры, чтобы клиент был доволен. Этим и пользуются злоумышленники. Поэтому о личной бдительности забывать не стоит. Тут актуальна народная мудрость, лучше семь раз отмерить, один отрезать, точнее оформить.

Источник: ОНТ