Гроза зайцев, защитник пассажиров – каково работать кондуктором в автобусе?

Каков мир работы кондуктора в автобусе? Многим кажется, что профессия простая. И задача – с удовольствием целый день кататься на автобусах. Но это далеко не так. Ведь это не просто профессия, а настоящее искусство общения, организации и контроля. Какова же их повседневная рутина? И каким образом они делают поездки в городском транспорте комфортными и безопасными?

Защитники билета: на переднем крае

Кондукторы — это лица на передовой, обеспечивающие порядок и соблюдение правил в общественном транспорте. Они контролируют оплату проезда, проверяют билеты у пассажиров, помогают с посадкой и обеспечивают безопасность во время движения.

“За смену я прохожу десять тысяч шагов”

– Мне раньше часто говорили: о, кондуктор – работа не пыльная. Сиди себе и катайся на автобусах. На самом деле, ходить приходится много. Только за один маршрут из одного конца автобуса в другой приходится проходить десяток раз. Посидеть можно только в спокойные часы, когда людей мало. У меня не было ни одного маршрута, чтобы полностью провела его сидя. Фитнес-браслет регулярно выдаёт по 10 тысяч шагов после смены, а то и больше, – делится кондуктор-контролёр из Солигорска.

“Пассажиры смотрят волком”

Поездки в общественном транспорте, особенно в “час пик”, могут быть нервными. Люди толпятся, злятся. Бывает, срываются. Им хочется на ком-то отыграться. В таких случаях включается “фильтр”. Я здесь работаю и должна чётко выполнять обязанности.

“Зайцы становятся изобретательнее”

– По-прежнему хитрят с билетиками на все времена – это когда билет прокомпостировали в одном автобусе, а предъявляют в другом. “Забытые” проездные тоже остаются в теме. Сейчас некоторые начинают хитрить с электронными сервисами оплаты, предъявляя электронные чеки из других поездок. Но не прокатывает.

 

“Трусишка зайка серенький в автобусе скакал”

– За всю историю работы мне больше всего запомнился один безбилетник. Маршрут выполнялся на автобусе, который называют “гармошка”. И вот один из пассажиров, зашёл в заднюю дверь (я была в районе передней), на следующей остановке он выскочил из автобуса и перебежал к передней (в то время, как я уже добралась до задней). И так скакал он несколько остановок. Наблюдать за ним было даже смешно. Когда я поделилась этой историей с коллегами, они сразу же узнали, о ком речь. Как оказалось, это хронический безбилетник. Заставить его оплатить поездку стало для меня делом принципа. И это мне, в конце концов, удалось. Больше на своих маршрутах я его не видела.

“Не только билеты”

– Да, в первую очередь, конечно же, задача обилечивать и проверять оплату. Но в случае каких-то ситуаций, нужно быстро реагировать. Например, как-то вечером в автобус зашёл очень нетрезвый пассажир. Обычно мы таких не трогаем, если едет человек спокойно. Просто наблюдаем, чтобы всё было в порядке. Но этот начал приставать к пассажирам. Пришлось вмешаться. Также, нужно помогать, если человеку тяжело подняться в автобус, – делится собеседница.

konduktor 1

“Такая молодая, а уже кондуктор”

– Я работаю сравнительно недавно. Выгляжу моложе своих лет. И часто слышу: “Такая молодая, а уже кондуктор”. Это вызывает улыбку и недоумение. Ведь профессия самая обычная. Ничего сверхъестественного в ней нет, – рассказывает коллега нашей собеседницы.

Справочная на колёсах

– Люди часто спрашивают, как добраться туда-то и туда-то. На какой остановке лучше выходить. Самый необычный вопрос – до какого времени работает магазин. И когда я ответила, что не знаю, пассажир сказал: “Как не знаете, тоже мне – кондуктор. Ездит по всему городу, а не знает”.

Я вас слушаю

– Некоторым пассажирам хочется просто поговорить. Едет бабушка на дачу, поговорить не с кем. Вот и рассказывает обо всём. Ей это нужно, а мне несложно в нужных местах кивать и поддакивать (если пассажиров немного).

Счастье-то какое! Наконец-то здесь есть кондуктор

– Самый необычный случай, когда в салон зашёл пассажир и чуть ли не с распростертыми объятиями кинулся с возгласом: “Счастье-то какое, наконец-то здесь есть кондуктор!”. Оказалось, что он предпочитал задние места, а заходить приходилось в переднюю дверь, чтобы приобрести билет у водителя. А потом проходить через весь автобус в конец салона.

konduktor 2

Постоянных пассажиров знаем в лицо

– Когда часто работаешь на определённом маршруте, узнаёшь постоянных пассажиров. Они заходят в транспорт, здороваются, улыбаются. И уже знаешь, чего и от кого ожидать: кто-то будет читать, кто-то – разговаривать по телефону всю дорогу, а кто-то – просто спать.

Мы не злые, но хорошим для всех не будешь

– Часто жалуются, что кондукторы злые и грубые. Не соглашусь. Это человеческий фактор. Но ожидать, что кондуктор должен сиять и улыбаться белоснежной улыбкой 24/7, оптимистично. Одна пассажирка жаловалась водителю, что я на неё не так смотрела всю дорогу. Как ни странно, я её даже не вспомнила. А ей казалось, что она стала центром моего внимания, – поделилась собеседница.

***

А чтобы расписание маршрутов городских автобусов было всегда под рукой - скачивайте приложение "Автобусы Солигорск" в Google Play и в App Store:

googlp app store
Отдел новостей “Электронного Солигорска”