Строили, строили... Почему жильцам нового дома на улице Ковалева не отдают ключи от квартир?

Внимание солигорчан вновь оказалось брошено на улицу Ковалева. Чуть больше недели назад состоялось ее торжественное открытие, и, вроде, ничего не предвещало беды. Пока одна из жительниц Солигорска (потенциальная хозяйка квартиры в новом доме № 9А по улице Ковалева) не обратилась в редакцию "Электронного Солигорска" за помощью.

По ее словам, теперь двухкомнатная квартира в этом доме площадью 62,2 квадратных метра обойдется ей в более 68 000 долларов вместо обещанных 46 000 долларов. Откуда появилась эта разница в объекте, которому присвоен статус особо важного, и что делать членам кооператива «Вежа – 179», 80% из которых – многодетные семьи? Корреспондент "Электронного Солигорска" попытался разобраться в неприятной ситуации.

144-квартирный жилой дом по ул.Ковалёва 9А, который возводили строители стройтреста №3 - в числе проблемных. Строители трудились без выходных и в несколько смен, чтобы вовремя сдать дом. 30 июня 2014 года объект был сдан. Но теперь вместо того, чтобы радоваться, будущие жильцы со слезами на глазах рассказывают о том, что вместо обещанных 7 800 000 миллионов рублей за квадратный метр, им нужно заплатить более 11 000 000. Члены жилищно-строительного потребительского кооператива «Вежа-179» во главе с председателем Юлией Одайник крайне возмущены ситуацией и не собираются опускать рук».

- Дело в том, что когда мы подписывали очередные документы на строительство, квадратный метр стоил около 7 800 000. Нас убедил начальник Солигорского УКС Владимир Герасевич, что в эту стоимость вбит коэффициент на инфляцию и прочие нюансы. Возможно, и могло быть повышение стоимости, но незначительное. Наш кооператив состоит на 80% из многодетных семей. Откуда выросла такая сумма? Где нам, обычным людям брать деньги? Буквально 2 дня назад нам сообщили, что вместо обещанной стоимости за квадратный метр, нам надо заплатить более 11 000 000. То есть, если изначально моя квартира обходилась мне в примерно 40.000 долларов, то сейчас мне нужно заплатить почти в два раза больше. Мы шли сюда как льготники, как люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Я 12 лет простояла в очереди для того, чтобы платить такие сумасшедшие деньги? - делится подробностями ситуации Ольга Макаренкова, член кооператива «Вежа – 179».

Остальные собравшиеся у проблемного, теперь в двух смыслах, дома поддержали Ольгу Макаренко, которая вызвалась первой рассказать о проблеме, и наперебой начали возмущаться. Не мудрено – ведь таких денег у людей нет, а учитывая маленькие зарплаты, банк признал многих некредитоспособными.



Вот какими мнениями поделились собравшиеся возле дома люди...

Член кооператива «Вежа-179»: "Я строила эту квартиру, я рассчитывала на определенную сумму. Я не могу найти сейчас еще 170 000 000, чтобы купить ее. Я уже открыла кредитную линию. Платить в месяц 3 700 000 рублей при моей зарплате в 4 000 000. Меня никто не докредитует. Процент под кредит - 38%, это самоубийство. Видимо нас на это толкают".

Член кооператива «Вежа- 179»: "Мне с тремя маленькими детьми нужно выплатить еще 400 000 000 вместо обещанной суммы. Где взять? А уже ведь нужно начинать гасить кредит на эту квартиру, ключей от которой мы не видим".

Член кооператива «Вежа-179»: "У людей зарплаты по 3 миллиона, кредит – 3 700 000. А если стоимость квадратов увеличат, мы не выживем. Я в декретном отпуске, где мне брать такие деньги?"

Татьяна Михаленя, член кооператива «Вежа-179»: "Наша квартира стоила 485 000 000 с отделкой. Сейчас, после перерасчета, - почти 700.000.000. Мы взяли кредит на 100 000 000, чтобы внести первоначальный взнос. Я плачу этот кредит. А где мне еще 200 000 000 взять? Я рассчитывала построить хотя бы двухкомнатную квартиру. Тем более банк не кредитовал 610 000 000, так как мне когда-то от бабушки перешел в дарственную старенький дом. Было отчуждение. Решили, что хотя бы двушку построим. Но сегодня мы не тянем даже на однокомнатную квартиру. Живем у мамы, где прописано 10 человек. В двухкомнатной квартире проживает 8 человек вместе с нами. Изначально нас все устраивало, по первой стоимости квадрата. Но, извините, 11 000 000… Я не знаю, что делать, мы хотим добиться, чтобы нам оставили ту цену, которая изначально была прописана в договоре. Мы даже от отделки отказались, только чтобы дешевле было... Нам детей кормить и одевать нужно, не издевайтесь над нами".

Ирина Стешиц, член кооператива «Вежа-179»: "Я звонила в Солигорский УКС, в стройтрест, в СУ-123, которые занимались нашим домом. Они нам сказали: а что вы хотели, если бы изначально мы вам озвучили стоимость квартир, вы бы отказались. Так что же получается, они заранее знали об этих суммах? Они решили сказать, что квадратный метр стоит 7 800 000, чтобы мы открыли кредитные линии? Да нам бы банк никогда в жизни не дал кредит, если бы один квадратный метр стоил более 11 000 000, у нас зарплаты никакие. Я получаю 3 миллиона, мне в банке сказали, что даже на сумму 7 800 000 я не кредитоспособна. Мне пришлось брать двух поручителей, в совокупный доход пришлось включить отца. А если бы нам сразу сказали об окончательной стоимости, половина из нас не строились бы. Нам негде брать такие деньги! Пусть разбираются, мы будем обращаться во все инстанции. Чем нам детей кормить? У мамы и папы пенсию забирать?"

Ольга Макаренкова, член кооператива «Вежа-179»: "В Беларуси определяют стоимость 1 квадратного метра при строительстве по госзаказу для льготников, стоимость будет привязана к среднемесячной заработной плате с применением коэффициента 1,2. Мне в банке пояснили, что наш дом почему-то не относится к госзаказу. Как такое может быть, если здесь почти все льготники и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. И требуют коэффициент 11. Да, он сегодня вырос, они говорят, что все по закону, но ведь никто не ожидал такого поворота, это нужно решать".

Как рассказал корреспонденту "Электронного Солигорска" зам.генерального директора ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» Алексей Кузьмин, строительство дома началось в 2011 году и неоднократно договора расторгались в связи с отсутствием финансирования и перепроектирования фундамента.

- Фактически договор был заключен в августе 2013 года, к укладке фундамента приступили в декабре 2013. Вместо 14 месяцев дом построили за 7. 30 июня 2014 года был подписан акт на ввод жилого дома. Заказчик – КПУП «Солигорский УКС». Договор был составлен в ценах августа 2013 года. К базовой цене применен индекс августа 2013 года, по которому стоимость дома составляла 52 миллиарда. В течение строительства индекс ежемесячно уточняется Министерством архитектуры и строительства, и в результате подорожания и материалов, и работ, сметной стоимости и прочих затрат пересчитано по сложившимся индексам мая, - рассказывает о ситуации Алексей Кузьмин.

По словам Алексея Кузьмина. именно поэтому стоимость объекта возросла до 70 миллиардов рублей. Очередной перерасчет был произведен в начале июня. ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции» свои работы выполнил в полном объеме и в связи с договором. Так как дому по улице Ковалева 9А был присвоен статус особо важного объекта для строителей, и он находился на контроле администрации Президента РБ Александра Лукашенко, работники Стройтреста обязаны были закончить строительство своевременно. Что и было сделано. 30 июня 2014 года дом был сдан.

Так чья же здесь вина, если строители треста выполнили свою работу в установленные сроки, работая в сверхурочном режиме, выполняя соответствующий приказ по предприятию для обеспечения своевременного ввода жилья?

Корреспондент "Электронного Солигорска" выяснил, что в солигорском управлении капитального строительства, которое выступило заказчиком, также отношения к повышению цен за квадратный метр не имеют, по крайней мере, так говорят. Их основная задача - полный технический надзор на стройобъектах. Это мониторинг хода строительства, контроль качества стройматериалов, выполненных работ, соблюдения сроков. Как пояснили в «Солигорском УКС», свою работу они выполнили в соответствии с поставленными задачами, которые четко прописаны в договоре.

Где же искать концы? Кто виноват и почему цена за квадратный метр подскочила «до неба»? Дебаты, разговоры на повышенных тонах и обвинения в адрес председателя кооператива «Вежа-179» Юлии Одайник высказывали потенциальные жильцы. «Почему нас во время не предупредили?», «Вы кто, председатель или просто наживаетесь за наш счет?», «Где все отчеты и документы с прописанными суммами?». Эти вопросы и обвинения летели на подъехавшую к дому позже всех сонную после, как выяснилось, ночного изучения документов Юлию Одайник.

Председатель кооператива «Вежа-179» ответила на эти обвинения: "Вы эти дни спали? Я каждый день ложусь спать под утро. Зачем вы на меня накинулись?"

Есть ли вина председателя во всей сложившейся ситуации - понять сложно. Юлия Одайник председателем ЖСПК является с этого года. Она такая же многодетная мама, как и остальные жильцы. По ее словам, эта ситуация ей крайне неприятна и она хочет разобраться, почему же так произошло.

Изучив документы, корреспондент "Электронного Солигорска" попытался выяснить некоторые моменты. Расчеты происходили в феврале 2013 года. Изначально стоимость 1 квадратного метра составляла условно 7 800 000. На эту сумму были согласны все жильцы дома. В договоре была прописана эта сумма, были известны графики финансирования и строительства.

Ситуацию пояснила Юлия Одайник, председатель кооператива «Вежа-179»: "На момент, когда я была председателем ЖСПК, предыдущим председателем было подписано дополнительное соглашение о переносе сроков строительства с мая 2014 года на октябрь 2014. Мы должны были «сдаться» в октябре этого года, в связи с тем, что были проблемы с открытием у людей кредитных линий и начала строительства. В начале моей деятельности мною было написано много писем и в госконтроль, и в Министерство архитектуры и строительства, чтобы наш дом ввели в список проблемных домов и поставили под контроль. Я этого добилась. По приказу президента РБ Александра Лукашенко, мы, как и все другие проблемные дома, должны были «построиться» до 1 июля этого года. Так и вышло, дом был сдан 30 июня 2014 года. До этого дня, судя из платежек, которые мне поступали и исходя из графика финансирования мы фактически попадали в изначальную стоимость. По графику финансирования, который был подписан всеми, на июль сумма должна была быть выставлена в 6 миллиардов. 9 июля я получила на руки справку о выполненных работах и письмо на оплату - уже не на 6 миллиардов рублей, а на 20 миллиардов, что при перерасчете стоимости общей площади и стоимости 1 квадратного метра выливалось в сумасшедшие суммы".

11 июля «Солигорским УКС» председателю кооператива «Вежа-179» были переданы новые расчеты стоимости квадратного метра исходя из индексов на сегодняшний день. По данным расчетам, стоимость квадратного метра в квартире с отделкой в текущих ценах 11 251 680. Без отделки – 10 678 786. То есть, к примеру, двухкомнатная квартира общей площадью 62,2 кв.м. обойдется жильцам в 699 967 000 рублей. "Двушка" поменьше, площадью 58, 26 кв.м. – в более чем 655.000.000. Сегодня многодетные семьи не могут позволить себе строительство квартиры за такую стоимость. В девятиэтажном 144–квартирном доме нет трехкомнатных квартир. Поэтому многие семьи планировали купить две квартиры: одно- и двухкомнатную, чтобы в последствие соединить и тем самым увеличить жилплощадь. Теперь с такой стоимостью квадратного метра, многим даже однокомнатная квартира «не по зубам».

Юлия Одайник, председатель кооператива «Вежа-179»: "Самое страшное - увеличение стоимости квадратного метра. Проблема в том, что эту сумму озвучили только после ввода дома в эксплуатацию. После того, как закрыты кредитные линии и люди начали платить по этим кредитам. В доме 144 квартиры, есть и социальное жилье. Получается оно идет по таким нереальным ценам? 4 квартиры в доме идет по госзаказу. Кто не проконтролировал поднятие цен?"

Так что получается, сама председатель задается этим вопросом. Кто знает ответ? Все только разводят руками, пока жильцы дома пытаются добиться правды: почему стоимость квартир выросла в разы.

Я считаю, что в соответствии с законодательством, об увеличении стоимости квартир должны были предупредить заранее, чего никто не сделал. Это должен был отследить «Солигорский УКС», который был обязан за 10 дней уведомить меня, что стоимость квартиры увеличивается, - такой ответ на вопрос "Кто виноват?" дала корреспонденту Юлия Одайник. А на просьбу показать, ну или хотя бы зачитать, указ или постановление о том, что именно УКС должен был уведомить председателя о росте цен заранее, развела руками.

Юлия Одайник, председатель кооператива «Вежа-179»: "Я не поверю, что на законных основаниях у нас эти 22 миллиона рублей выросли за июнь. Тем более у меня на руках есть допсоглашение на эту стоимость, которую они должны были мне выдать 2 июня. Я его не подписала, потому что получила только 11 июля. Даже если бы я получила его в начале июня, подпись свою я бы все равно не поставила. По крайней мере, у людей была бы возможность принять какое-то решение. И если бы я знала об окончательной стоимости дома, я бы однозначно не дала согласие его ввода в эксплуатацию".

Теперь, если кто-то из несостоявшихся жильцов и захочет выйти из ЖСПК, то все равно должен платить по кредиту. Да, на его место могут найти нового жильца и переоформить кредитную линию, но в какие сроки это произойдет и сколько бедным людям придется платить кредит просто так, никто не знает. А ведь многие банки, в которых люди брали кредит, не оказывают услуг на переоформление.

- Я не знаю, как поступать этим людям. Все произошло буквально за два дня. Эти несколько суток я пыталась найти хоть какую-то информацию, изучала законодательную базу, чтобы отстоять наши права, чтобы нам вернули прежнюю стоимость квадратного метра или «откатили» стоимость на несколько миллионов назад. По законодательству наш дом должен индексироваться по коэффициенту проблемных домов. Я вижу коэффициент в справке УКСа как обычного объекта. Все это нужно проверить. Какой коэффициент применялся в нашем доме при расчете стоимости. Я могу со 100% уверенностью сказать, что никто не контролировал выполнение работ и фактическую показанную процентовку. Отрабатывались ли наши авансы? Быть может, дом был готов в мае, а его сдали июнем. Это должен отслеживать УКС и банк. На банк и вовсе должна ложиться основная задача контроля. Мы не будем подписывать допсоглашение, а будем настаивать на прежней стоимости дома, - говорит Юлия Одайник, председатель кооператива «Вежа-179».

Отдел новостей "Электронного Солигорска" будет следить за развитием событий и судьбой пока несостоявшихся жильцов дома № 9А по улице Ковалева. Пока одни разводят руками, другие собираются писать письмо в комитет госконтроля. Одно письмо уже отправлено в администрацию Президента РБ Александра Лукашенко. 

Инициативная группа, занимающаяся выяснением всех возможных причин поднятия стоимости, получила все копии необходимых документов. Кто имеет хоть минимальное отношение к финансированию, бухгалтерии, строительству, работают с документами, ищут основания роста цен и проверяют каждый пункт договора, чтобы в соответствии с законодательством РБ виновный понес наказание и справедливость восторжествовала. Как стало известно, уже в эту среду, 16 июля, инициативная группа жильцов проблемного дома отправится на прием в администрацию главы государства.

Отдел новостей "Электронного Солигорска"